Московская битва

«В НЕБЕ «НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ» (1981)

Чем дальше уходят от нас военные годы, тем труднее воспроизвести атмосферу того незабываемого времени. И оттого фильмы о войне, снятые фронтовиками, сыгранные актёрами, видевшими правду фронтовых будней, имеют особую ценность. В рубрике «Военное кино» мы постараемся ещё раз напомнить о малоизвестных фильмах советского и российского производства, посвящённых подвигу народа в Великой Отечественной войне. Фильмах, на которых воспитывалось несколько поколений наших бабушек и дедушек, пап и мам. Фильмах, ставших нашей историей. Нашим «золотым запасом» на все времена.

В СCCР было полтора десятки кинорежиссёров – Героев Социалистического Труда, и только один Герой Советского Союза – Евгения Жигуленко. «Лучший стрелок по точности бомбометания», как сказано в приказе о её награждении орденом Красного Знамени, командир звена 46 Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325 ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4 воздушной армии, Евгения Андреевна за годы войны сделала 968 боевых ночных вылетов. В 56 лет окончив ВГИК, майор Жигуленко дебютировала в большом кино картиной «В небе «Ночные ведьмы», отдав дань памяти своим боевым подругам, погибшим в небе над Родиной.

«Ночными ведьмами» их прозвали немцы. И, наверное, не только за то, что те являлись ночью на их позиции как снег на голову, но и потому, что сражались они на учебных бипланах ПО-2, что для настоящего лётчика ничуть не лучше, чем ведьмина метла. «Керосинка», «швейная машинка», «форточник», «кукурузник» – как только не называли этих рядовых тружеников войны, которые шли в бой практически безоружными – без радиосвязи, броневых щитов, прицелов и пулемётов, которые появились на ПО-2 только в 1944 году. А до того единственным вооружением этого ночного бомбардировщика были пистолеты ТТ пилота и штурмана. И бомбы. До 1943 года экипажи не брали с собой парашютов – так на 20 килограммов бомб можно было взять больше. В Сталинграде лётчики на ПО-2 с высоты 30 метров вручную забрасывали вражеские окопы гранатами, а в декабре 1942 года такой же «форточник» уничтожил в заснеженных донских степях продовольственный склад, в результате чего через три дня сдалась целая румынская голодная армия.

Но кино Евгения Жигуленко сняла не об этом. А о том, что все эти подвиги совершали двадцатилетние девчонки, которые ничуть не мечтали из грязи вытаскивать самолёты, вчетвером закатывать на борт неподъёмные бомбы и падать с ног от усталости после 6-8 вылетов за ночь, если летом, и до 12-ти, если зимой, потому что ночь дольше. Они хотели одеваться в красивые платья, возиться с детьми и получать цветы от статных лейтенантов на трофейных авто, но шла война и нужна была Победа, одна на всех, а всему остальному грош цена по такому случаю, после войны всё будет. И ещё неизвестно, кому было тяжелее – тем, кто уходил на задание, или тем, кто ждал их на взлётной полосе и считал машины, которые возвратились. В 46-м полку не вернулись из-за линии фронта 28 самолётов.

Ни один человек из их экипажей не пропал без вести, не попал в плен. После войны комиссар полка Евдокия Рачкевич побывала на месте гибели всех самолётов, благо они чисто физически не могли далеко улететь, и разыскала могилы погибших. Всех 23-х девушек, что навсегда остались двадцатилетними.

Как пела в фильме Елена Камбурова, «погибшие в небе за Родину становятся небом над ней».