"ВОЙНА НА ЗАПАДНОМ НАПРАВЛЕНИИ" (1990)
После грандиозной кинофрески «Живые и мертвые», отечественный кинематограф к теме начала Великой Отечественной войны возвращался трижды – в скромном шедевре Алексея Симонова «Отряд» (1984), в батальном кинополотне Юрия Озерова «Битва за Москву» (1985), в котором пиротехники различных строений взорвали больше, чем во всех остальных военных фильмах вместе взятых, и в экранизации популярного романа Ивана Стаднюка «Война», выполненной режиссерами Григорием Коханом, прославившимся сериалом «Рожденная революцией», и Тимофеем Левчуком, дебютировавшим в кино еще в далеком 1949 году военной драмой «Заря над Карпатами» и ставшего известным благодаря «партизанской» эпопее «Дума о Ковпаке». Увы, на излете советской эпохи возможностей снять шедевр у студии «имени Олександра Довженка» практически не было, и даже Михаил Ульянов, Виталий Розтальный и Николай Засухин, сыгравшие в «Битве за Москву», соответственно, Жукова, Тимошенко и Молотова, в тех же ролях и тех же костюмах плавно перешли в «Войну на западном направлении», и только Николай Волков, снявшийся у Озерова в роли командующего Киевским особым военным округом генерала Кирпоноса, у Кохана и Левчука был «повышен» до начальника Генерального штаба маршала Шапошникова. С консультантами на фильме, похоже, творилась беда, и потому к генералу Жукову обращались «товарищ маршал», бойцы уже летом 1941 года отбивались от немецких танков с помощью противотанковых ружей, поступивших в войска, дай Бог, в ноябре, а у наркома НКВД Лаврентия Берии петлицы нашиты вверх ногами, что вряд ли было в действительности. Перебор вышел и с начальником Политуправления Красной Армии Львом Мехлисом, которому в фильме отдано непропорциональное его боевым заслугам количество времени, и с арестованными генералами, которых перед войной маринуют всех вместе в одном каземате в кителях со споротыми погонами, и с тем же Берией, который, конечно, «палач» и все такое, но обмануть Сталина - убить в застенках генерала Павлова и сказать, что у того не выдержало сердце – это все-таки уже слишком. Да и глубокомысленные «перестроечные» утверждения, что в годы «ежовщины» и «бериевщины» было репрессировано 40 тысяч военных – это, конечно, далеко от правды и не учитывает ни осужденных за уголовные преступления, ни списанных по болезни и по возрасту, ни восстановленных впоследствии в армии в годы все той же «бериевщины».
Однако все эти киноляпы с лихвой искупаются тем, что впервые на экране были показаны подлинные герои первых дней войны. Если в «Битве за Москву» это были командир 63-го стрелкового корпуса Леонид Петровский, бригадный комиссар 8-го мехкорпуса Николай Поппель и командир 172-й стрелковой дивизии Михаил Романов, то в «Войне на западном направлении» - командующий 24-й армией генерал Ракутин, разгромивший врага под Смоленском, командующий 28-й армией генерал Качалов, погибший при выходе из окружения, командующий 16-й армией генерал Лукин, впервые в ходе войны заставивший немцев перейти к обороне, и, конечно, Федор Ксенофонтович Чумаков в блистательном исполнении Виктора Степанова – собирательный образ всех тех командиров Красной Армии, что в изматывающих сражениях лета 1941 года лишили врага наступательной мощи.
А еще здесь впервые было показано, что война – это не захватывающие дух приключения, а скука - бесконечное рытье окопов и бесконечные бомбежки, бесконечные немецкие танки, которые надо изо дня в день подбивать, неисчислимая, лезущая, как тараканы пехота, которую надо вечно отстреливать, похожие одно на другое селения, которые надо оставлять или освобождать, и названия которых ни в жизнь не вспомнишь, и убитые друзья-товарищи, которым несть числа, особенно в те первые недели отступления.
Это и есть война. А вы говорите – подвиги.