"ВАРЕЖКИ" (1942)
77 лет назад, 27 января 1944 года была окончательно снята фашистская блокада Ленинграда. 872 дня жители города провели во вражеском кольце. Только один художественный фильм был снят за это время в Ленинграде, который по праву считается «блокадным фильмом», хотя и посвящен сугубо мирной лирической теме – присланной из тыла посылке, в которой девушка просила вручить связанные ею варежки самому храброму солдату. Основой фильма послужила заметка в газете «Ленинградская правда». Ею заинтересовалось политуправление Балтийского флота. В конце января 1942 года балтийцы обратились за содействием на киностудию «Ленфильм», и вскоре закипела работа над кинокартиной «Варежки» - тем самым единственным игровым фильмом, снятом в блокадном Ленинграде.
«К этому времени «Ленфильм» находился в плачевном состоянии, - вспоминал кинооператор Вячеслав Горданов. – Он был запущен, грязен, разбит. В нем было темно, холодно и страшно. В пятом ателье лежали трупы, груды снега и мусора загромождали проходы, изголодавшие люди бродили как тени. И все-таки, несмотря на лишения, у этих изголодавшихся, измученных людей ни на минуту не умолкало чувство отвественности и долга». Режиссеры Павел Арманд и Натан Любшиц принялись собирать киногруппу. На одну из ролей был приглашен Борис Горин-Горяинов, в 1911 году еще снимавшийся в первом русском полнометражном фильме «Оборона Севастополя». Роли моряков исполнили настоящие матросы Ладожской флотилии, причем возникла трудность со сценами немецких солдат – никто не хотел сниматься в роли врага или пленного фашиста, это считалось позором. Умер от истощения художник-постановщик фильма Семен Мейнкин, в результате бомбежки погибли директор фильма Шумов и водитель Матищук. И все-таки 17 марта начался съемочный период, продолжавшийся до 4 мая.
Сами съемки происходили на берегу Ладожского озера в бухте Морье на базе дивизиона канонерских лодок. «Мы сразу же приступили к работе, - писал кинооператор Горданов. – У нас у всех уже был сильнейший авитаминоз, опухли и очень болели суставы. Но утром мы вставали, завтракали и шли на съемку. Это значило, что надо было в сильный, иногда даже очень сильный мороз, часто при резком ветре, пройти несколько километров сначала по ледяному полю, затем по столь же открытому берегу и только под конец по лесной дороге, где находился дот, возле которого и должны были разворачиваться главные события картины. Никакого укрытия не было, все время приходилось быть на открытом, очень морозном воздухе. Мы старались работать как можно интенсивнее, но все-таки мы были слабы и у многих сильные вспышки авитаминоза брали свое, и тогда судовые врачи укладывали на несколько дней в постель. Особенно трудно было исполнителю главной роли Владимиру Чеснокову, впоследствии Народному артисту СССР, так как в ряде сцен ему приходилось сниматься в одной тельняшке».
Несколько сцен были сняты в Ленинграде, правда, из-за ограничения в подаче электроэнергии, весьма короткие. Музыка к фильму, сочиненная режиссером Армандом, затем неоднократно транслировалась по радио. По окончанию монтажа 1 сентября 1942 года готовый фильм был отправлен для сдачи в Москву в Комитет по кинематографии, и вскоре с успехом демонстрировался в подразделениях Ленинградского фронта.
«Фильм «Варежки», казалось бы, ничем не отличается от многочисленных короткометражек, которые вышли на экран в первые годы войны. Но есть в титрах его одна надпись, которая сразу меняет отношение к фильму и людям, его создавшим: Ленинград. Март-май 1942 года. Эта надпись - свидетельство гражданского подвига ленинградских кинематографистов, в первую, самую страшную зиму блокады подготовивших и поставивших художественный фильм», - констатировал один из старейших киноведов России Яков Бутовский. Кстати, в суровом 1943 году ленинградцы ходили в кино 11 миллионов раз – в городе работало до полусотни кинотеатров и кинопередвижек. Кино продолжало оставаться важнейшим и любимейшим из искусств.
На фото: Вячеслав Горданов на съемке фильма «Варежки»