Московская битва

"СЛУЧАЙ С ПОЛЫНИНЫМ" (1970)

Содержание картины режиссера Алексея Сахарова «Случай с Полыниным» могло бы исчерпываться фразой песни «она была актрисою, а он – полярный летчик», если не знать, что фильм был поставлен по повести Константина Симонова – человека, благодаря которому родились бессмертный шедевры советского кино «Живые и мертвые» и «Двадцать дней без войны». Вошедший в золотой храм русской поэзии стихотворением «Жди меня», Константин Симонов остался в истории русской словесности не только своим поэтическим талантом, но трагичной историей любви к актрисе популярнейших фильмов «Девушка с характером», «Сердца четырех» и «Жди меня» Валентине Серовой – женщине, не только вдохновившей его на одни из лучших за последние сто лет стихов о войне, но и, фактически, убившей его как писателя. После расставания с Серовой, которой он так страстно добивался до ухода на фронт, которая его полюбила таким – уходящим на смерть, и которую он бросил после, вернувшись с того света, Симонов больше не писал стихов, а все женские образы в его произведениях были одним мучительным заочным объяснением с Серовой, его музой и судьбой в одном лице. И в «Случае с Полыниным», и в «Двадцати днях без войны» суровый и немногословный фронтовик встречал свою любовь, которая оказывалась актрисой, и с которой ничего крепкого и счастливого получиться никак не могло, а если что и было, то призрачно и мимолетно, как из табельного пистолета - в грудь навылет. Конечно, это было не вполне честно, потому что Валентина Серова не оставила воспоминаний, где могла бы вспомнить и бесконечные командировки Симонова, и его отнюдь не трезвый образ жизни, и требование отправить ее сына от первого брака в детдом – при живой-то матери, и могла бы объяснить, что там было с ее романом с маршалом Рокоссовским и был ли он вообще. Но писателем из них двоих был только Симонов. И потому в веках останется лишь «Случай с Полыниным» - про красивую, но бестолковую женщину, полюбившую бравого летчика Полынина с неотразимым обаянием Олега Ефремова, но выпившую водки и изменившую ему с театральным прощелыгой и негодяем в облике такого притягательного Олега Табакова, а потом честно бросившую святого в его отношениях с женщинами военного летчика на душевную погибель им обоим. И, как и в случае с Симоновым и Серовой, «Случай с Полыниным» стал еще одной ступенью вверх в актерской карьере Олега Ефремова и ледяною горкой вниз для сыгравшей его возлюбленную Анастасии Вертинской. Ярчайшие роли в «Алых парусах», «Человеке -амфибии», «Заставе Ильича», «Гамлете» и той же «Войне и мире» завершились для Вертинской «Случаем с Полыниным» и разводом с Никитой Михалковым, для которого, возможно, именно этот шаг, как и для Симонова в его случае с Серовой, стал трамплином для взлета. Все-таки, что ни говори, актрисы только зрителей делают счастливыми.

И все же в оправданье Валентины Серовой, которая в первом браке была замужем как раз за летчиком, разбившимся на испытаниях, и даже свою дочь от Симонова родила через 12 лет день в день его смерти, режиссер Сахаров в финале фильма показал героиню Анастасии Вертинской, едущей на фронт снова выступать перед бойцами, и ее летчика, бороздящего небо где-то над ней, подарив нам надежду, что, может быть, случай снова сведет их вместе. Потому что нельзя, чтобы два хороших человека вечно страдали. Даже если война. Не по-людски это.