Московская битва

"РАЗГРОМ НЕМЕЦКИХ ВОЙСК ПОД МОСКВОЙ" (1942)

15-я церемония вручения американской кинематографической премии «Оскар», проходившая в в концертном зале отеля «Амбассадор» в прифронтовом Лос-Анжелесе – на дворе стояло 4 марта 1943 года и вовсю шла война с Японией – началась с сенсации. В новой номинации за лучший полнометражный документальный фильм среди победителей впервые оказалась советская лента «Разгром немецких войск под Москвой» режиссеров Леонида Варламова и Ильи Копалина. На латунной табличке заветной статуэтки было выбито: «За героизм русского народа при защите Москвы и за работу над фильмом в условиях чрезвычайной опасности».  Кроме «Оскара» картина получила премии Национального совета кинокритиков США и Сообщества кинокритиков Нью-Йорка за лучший документальный фильм 1942 года.

Идея об организации съемок фильма о битве под Москвой принадлежала лично Сталину. В конце ноября 1941 года председателя Госкино Ивана Большакова вызвали в Кремль. «Мы собираемся нанести немцам удар огромной силы. Думаю, что они его не выдержат и покатятся назад, – сказал Сталин. - Надо все это заснять на пленку и сделать хороший фильм».

К началу советского контрнаступления 15 лучших кинооператоров были направлены практически во все наступающие армии. Режиссер фильма Илья Копалин писал: «Это были суровые, но радостные дни. Мы создавали фильм в условиях прифронтового боя. Ночами мы обсуждали с операторами задание на следующий день, а утром машины увозили операторов на фронт, чтобы вечером вернуться с отснятым материалом. Съёмки были очень тяжёлые. Тридцатиградусные морозы. Замерзал и забивался снегом механизм киноаппарата, окоченевшие руки отказывались действовать. Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура. Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, что рушится миф о непобедимости фашистских армий, придавало силы».

Фронтовой оператор Семен Школьников вспоминал, как ему надо было снять кадры с партизанами, ночью взрывавшими немецкие поезда. Пленка тогда была такого качества, что ночные съемки были невозможны. Пришлось уговаривать командира партизанского отряда, чтобы партизаны сделали это на рассвете. Когда они уже уходили, немцы начали стрелять. Молодого бойца ранили, и он умер на руках у Школьникова. Если бы все происходило ночью, то он остался бы жив. Школьникову до конца жизни снился этот человек.

Фильм был смонтирован и показан Сталину уже 12 января 1942 года. «Один хороший фильм стоит нескольких дивизий», - сказал Сталин. После внесения поправок фильм был напечатан в количестве 800 копий и вышел на экраны 18 февраля 1942 года.  В первый же день проката, как писала газета «Правда», его посмотрело «83 700 рабочих, служащих, бойцов, командиров и политработников Красной армии».

«Разгром немецких войск под Москвой» был показан в 28 странах – Турции, Иране, Великобритании, независимой Туве, в Латинской Америки. В Соединенных Штатах он шел под названием «Москва наносит ответный удар». «Даже самый стойкий зритель отворачивается при виде некоторых сцен, - сообщал журнал «Моушн пикчер геральд» в декабре 1942 года. - Когда вам показывают после этого пленных немцев, вас невольно поражает, как удалось русским заставить свои войска соблюдать международные правила ведения войны и подавить справедливое желание разорвать на клочья своих пленных врагов». Но главное было то, что, по словам историка кино Джей Лейда, «он вдохнул новую струю бодрости в сердца кинозрителей союзных стран». В английской версии подчеркивалось, что разгром нацистов под Москвой – это первая крупная наземная победа над врагом. А, значит, бить их можно не только в воздухе и на море. И во всем мире узнали об этом благодаря фильму «Разгром немецких войск под Москвой», снятого нашими фронтовыми кинооператорами.