Московская битва

"ОПЕРАЦИЯ "КИТАЙСКАЯ ШКАТУЛКА" (2009)

Свой рекорд на чемпионате мира по кино Михаил Ефремов установил в 15-летнем возрасте, когда в одиночку вытащил картину «Когда я стану великаном» на вершины хит-парада газеты «Пионерская правда», читатели которой назвали фильм лучшей картиной для детей 1978 года – а тираж у газеты был тогда, на минутку, почти 10 миллионов экземпляров, самый большой в СССР! Нет, конечно, актеру всячески помогли крепкий режиссер детского кино Инна Туманян, и Лия Ахеджакова, и какая-то нездешняя красавица и будущий анестезиолог Наталья Сеземан в роли возлюбленной главного героя, но все-таки Ефремов-младший в том фильме в своей возрастной категории показал какой-то запредельный уровень таланта. Так бы и стал Михаил Олегович яркой звездой отечественного кинематографа не хуже папы, но все испортила Государственная премия России. В сериале «Граница. Таежный роман» Ефремов впервые сыграл истинно народный характер сильного пьющего, но своего в доску героя, и в этой ипостаси до такой степени полюбился зрителям, что режиссеры начали наперебой эксплуатировать установившийся имидж актера, так что в последней киноподелке на военную тему «На Париж!» создавалось впечатление, что его просто напоили, обрядили в костюм и включили камеру, даже не дав в руки сценарий. Пожалуй, одним из немногих исключений в бесконечной череде спивающихся персонажей стал сериал на тему покушения на Сталина, якобы предпринятого германской разведкой в 1944 году, где Михаил Ефремов в кои-то веки появился в роли трезвого майора НКВД Бабушкина, которого в последних кадрах последней серии – внимание, спойлер - авторы ни с того ни с сего выдали за глубоко законспирированного немецкого шпиона с греческой кличкой «Гаммадион».

На самом деле история майора Петра Ивановича Таврина, в сериале названного Петром Ивановичем Гавриным до такой степени темна и запутанна, что распутать эту игру разведок нет никакой возможности. В сериале Таврин-Гаврин в исполнении старающегося вытянуть из этого образа хоть что-то путное актера Лавроненко, оправдывает свой мотив перехода к немцам тем, что он растратил большую сумму государственных денег, сел в тюрьму, бежал и пошло-поехало. На момент съемок еще не было известно, что настоящий Таврин окончил харьковскую Школу особого назначения при Спецбюро НКВД, куда набирали будущих агентов для работы в качестве диверсантов в странах вероятного противника, и где биографию и родословную каждого курсанта проверяли до десятого колена. Перед войной Таврин являлся начальником геологической партии на прииске, где добывали половину всей платины СССР, и куда, само собой, с улицы тоже не попадешь. После начала Великой Отечественной войны Таврина полгода где-то учили, затем, в период жестоких боев подо Ржевом полгода держали в хозвзводе, подальше от фронта, а как только установилось затишье, отправили на передний край, после чего он, якобы, ушел к немцам. Объявился Таврин только осенью 1944 года под Смоленском в звании майора и с медалью «Золотая Звезда» на кителе, после ареста лейтенантом местной милиции вдруг признавшись, что у немцев он получил задание убить Сталина.

Шпиона «Гаммадиона», который без рации, силой телепатии, наверное, в сентябре 1944 года общался со своим начальством в лице шефа немецкого разведоргана «Цеппелин» доктора Хайнца Грэфе, который на самом деле погиб в автокатастрофе в январе того же года. Кончилось все это задорное кино тем, что «Гаммадион» - он же тихий майор Бабушкин, он же артист Ефремов зачем-то помешал неуловимому злодею Таврину-Гаврину осуществить коварный замысел вражеской разведки под кодовым наименованием «Китайская шкатулка».

Потому что трезвый был.

Фотографии взяты из открытых источников