Московская битва

«ПРАЗДНИК ФОНАРЕЙ» (1980)

Удивительно, но среди тех немногих картин, которые за прошедшие с окончания войны почти восемь десятилетий были посвящены советско-японской войне, едва ли не лучшей является дипломная работа выпускника ВГИКа Евгения Марковского «Праздник фонарей», снятая в 1980 году. Она же, одновременно, является и первым советским фильмов о войне с Японией. Справедливости ради надо заметить, что японцы также не жалуют данную тему, но Япония ту войну вчистую проиграла, а мы-то выиграли, и с разгромным счетом. И только к 35-летию Победы в производство были запущены сразу и «Приказ: огня не открывать» с продолжением «Приказ: перейти границу», и многобюджетный «Через Гоби и Хинган». Но среди всего этого пиршества огня и стали человечней и осмысленнее прочих оказалась сделанная практически за «спасибо» короткометражка режиссера-дебютанта Марковского со студентом театрального училища Дмитрием Харатьяном в главной роли, которую сам артист называл лучшей на начальном этапе своей карьеры, несмотря на получившие всесоюзную известность фильмы «Розыгрыш» и «Зеленый фургон».

История короткого противостояния младшего лейтенанта Вити Лапшина и тэйсинтая японской армии Ёсио Ханаси - смертника, сказавшего, что его зовут Хиросима Нагасаки, подкупала тем, что в этой «схватке после Победы» - уже после того, как японский император 15 августа 1945 года повелел своим войскам сдаться, на первый взгляд, казалось, не было победителей. Захватив советских танк, обездвиженный очередным камикадзе посреди Маньчжурии и пленив ни разу не нюхавшего пороху лейтенанта Лапшина, японец, вопреки приказу императора, решил принять свой первый и последний смертный бой, чтобы отомстить за уничтожение американцами своих городов. Но путь к бессмысленному подвигу ему преградил лейтенант Лапшин, у которого это тоже был первый бой, также ставший последним. 

15 августа в Японии отмечают праздник поминовения усопших. В этот день по всей стране вывешивают фонарики, чтобы души умерших могли найти путь домой, а затем бумажные кораблики со свечами пускают на воду, чтобы они вернуться обратно в царство мертвых. Души лейтенанта Виктора Лапшина и тэйсинтая Ёсио Ханаси в этот день в 1945 году вместе завершили свой жизненный путь.Только Хиросима Нагасаки - его сыграл будущий Заслуженный деятель искусств Республики Казахстан Ермек Шинарбаев, решил геройски умереть ради мести, а Витя Лапшин – ради жизни, потому что это была наша война и наша Победа, и мы шли Маньчжурию освобождать, а они пришли ее захватывать, и не будет у них морального права погибать героями. Они думали, что будет по-ихнему. А будет по-нашему. Потому что мы правы, а они нет.

Фильм заканчивается фотографией младенца 1980 года рождения на карточке военнослужащего Советской армии, у которого в графе «воинское звание», «участие в боях и походах», «правительственные награды», «ранения и контузии» еще сплошные прочерки. Наверное, режиссер Марковский – он умер в 2019 году, оставшись в истории отечественного кино лишь милой детской фантастикой «Летние впечатления о планете Z», в 1980 году думал, что у родившихся в тот год или позже уже не будет никаких боев и походов, и контузий с ранениями.

Все мы так думали.