"ПОД КАМЕННЫМ НЕБОМ" (1974)
На просмотре этого фильма режиссеров Кнута Андерсена и Игоря Масленникова рыдал сам норвежский король Улаф Пятый, а прокат фильма в Норвегии был сверхуспешным для картин подобной тематики. Во всяком случае, предыдущая киноистория того же Кнута Андерсена «Выжженная земля», рассказывающая, в принципе, о том же самом – попытке уничтожения отступающими нацистами норвежского города Киркенеса перед освобождением его Красной Армией, прошла по экранам этой северной страны с гораздо меньшим успехом, чем первый и последний совместный советско-норвежский фильм о Великой Отечественной войне. Наверное, потому, что жители той части Норвегии, на которую никогда не ступала нога советского солдата – а это 90 процентов страны – впервые увидели, с какой радостью встречают их соотечественники солдат-Освободителей, как красноармейцы, которыми их из года в год запугивала норвежцев нацистская пропаганда, жертвуют своей жизнью, чтобы спасти жителей Киркенеса, отказавшихся подчиняться нацистским приказам об эвакуации и укрывшихся под «каменным небом» угольной штольни в надежде дождаться прихода Красной Армии. Потому что даже «мягкий нацизм» - а немцы не считали норвежцев расово неполноценными, как славян или евреев – это все равно нацизм.
В Советском Союзе картина «Под каменным небом» прошла незаметно. Советский зритель, привыкший к масштабным и остросюжетным кинолентам, не смог свыкнуться с медленным развитием сюжета, незнакомыми лицами норвежских актеров и тем, что звездам советского кино Евгению Леонову, Олегу Янковскому и Николаю Гринько была отведена лишь вспомогательная роль, поскольку норвежцы снимали это кино для норвежцев, и эти имена ничего местному зрителю не говорили. Разве что роль Анатолия Солоницына не порезали при монтаже. Очень уж убедительно играл он отъявленного нациста.
И все же эпизод, когда герой Евгения Леонова читает письмо из дома умирающему юному разведчику, которого сыграл Николай Бурляев, мог выбить слезу даже из камня.
Премьера фильма прошла в 30-ю годовщину освобождения Киркенеса и всего Советского Заполярья одновременно в этом норвежском городе и в Мурманске. И никто не заметил, что большинство военных сцен Масленников снял не на Белом море, а на Черном – в Гурзуфе. Очень уж холодно было снимать в Норвегии.
А красный флаг из разорванной перины – ну где еще рядовому бойцу было найти красную материю - впервые взвился не над развалинами Берлина в конце апреля 1945-го, а, если верить авторам фильма, в Киркенесе, сшитый благодарными норвежцами, которых спасли от неминуемой гибели наши солдаты.