Московская битва

Лазарь Каганович

10 (22) ноября 1893 года родился Лазарь Моисеевич Каганович, в годы Великой Отечественной войны возглавлявший Народный комиссариат путей сообщения СССР.

Уже утром 22 июня 1941 года, сразу после совещания у Сталина Наркомат перешел на воинский график движения поездов с первоочередным продвижением военных грузов по всем 44 дорогам железнодорожной сети Советского Союза. Были введены в действие законсервированные разъезды, пункты водоснабжения, постоянные и разборные воинские платформы для погрузки и выгрузки войск и боевой техники. Уже за первую неделю войны было отправлено более 220 тысяч вагонов военных грузов – в 1914 году на это потребовалось бы 2 месяца. Были созданы передвижные паровозные колонны с подвижной ремонтной базой – своего рода передвижное депо, в крупных городах, где сходились несколько железных дорог сформированы единые военно-эксплуатационные управления. В январе 1942 года железнодорожные войска были переданы Наркоматом обороны в подчинение Народному комиссариату путей сообщения.

Уже к ноябрю 1941 года из прифронтовой полосы было вывезено более миллиона вагонов с людьми и оборудованием. Всего к началу 1942 года по самым приблизительным подсчетам эвакуировано в восточные районы страны почти 2600 промышленных предприятий, отправлено в тыл более трети рабочих этих предприятий, в том числе из Белоруссии полтора миллиона жителей и 90% населения Карелии. Всего же за второе полугодие 1941 года по воде, воздуху, шоссейным и железнодорожным путям из западных областей в тыловые районы было переправлено более 12 миллионов человек. Миллионы трудоспособных советских граждан, спасенных от геноцида, активно включились в работу для фронта. «Великолепнейший организаторский подвиг» - так назвал эти действия английский журналист, автор книги «Россия в огне» Александр Верт.

Однако за несколько месяцев противнику удалось захватить примерно 40% всей протяженности железнодорожной сети. В среднем на железнодорожные объекты производилось от 16 до 33 налетов в сутки в зависимости от близости к фронту. Брест-Литовская железная дорога смогла отправить в тыл лишь половину из 10 тысяч вагонов с оборудованием. Из-за стремительного наступления врага более тысячи вагонов не удалось вывезти из Эстонии. Сорвалась эвакуация промышленных предприятий из Сталинской области. В марте 1942 года, «ввиду того, что т. Каганович не сумел справиться с работой в условиях военной обстановки», он был освобожден от должности наркома и, как член Государственного комитета обороны отправлен на Северо-Кавказский фронт. Но уже в феврале 1943 года Каганович вновь был назначен наркомом путей сообщения. В конце декабря 1944 года Лазарь Моисеевич стал аместителем председателя Совета Народных комиссаров.

На этот период главной задачей стало восстановление железных дорог, разрушенных врагом. Задача осложнялась еще и тем, что в 1942-1944 годах новых вагонов и паровозов железная дорога не получала. «Железнодорожники за счет своих скудных средств выпускали на своих заводах и в депо чисто военную продукцию, в том числе и поезда-бани, поезда-прачечные, бронепоезда, - писал Каганович. - За время Отечественной войны на дорогах и предприятиях НКПС отремонтировали, восстановили и изготовили собственными средствами запчастей, инструмента и рельсов на два миллиарда рублей». Кроме того, несмотря на катастрофическую нехватку средств Наркоматом было введено в строй 10 тысяч километров новых железнодорожных линий.

«За исключительные заслуги перед государством в деле обеспечения перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» в ноябре 1943 года Кагановичу Л.М. было присвоено звание Героя Социалистического труда.

Умер Лазарь Моисеевич 25 июля 1991 года.