Александр Ефремов
23 апреля 1904 года родился Александр Илларионович Ефремов, в годы Великой Отечественной войны возглавлявший Народный комиссариат станкостроения СССР,
Александр Ефремов родился в Москве в рабочей семье. Трудовую деятельность начал в 12 лет в механических мастерских железной дороги. Окончил Московский институт сельскохозяйственного машиностроения. На станкостроительном заводе «Красный пролетарий» прошёл путь от мастера до директора. Избирался председателем Мособлисполкома, председателем исполкома Моссовета. В 1939 году переведён на должность заместителя наркома тяжёлого машиностроения. 5 июня 1941 года назначен руководителем только что созданного Наркомата станкостроения СССР.
С начала Великой Отечественной войны наркомат занимался эвакуацией предприятий из прифронтовых областей в восточные регионы страны, поскольку на Украине, в Белоруссии, Северо-Западе России и Северном Кавказе было сосредоточено более 80% производства станков и все 100% производства автомобилей и подшипников, в результате чего к ноябрю 1941 года производство подшипников сократилось в 21 раз. К тому времени в Сибирь и на Урал было вывезено 150 машиностроительных заводов при том, что, к примеру, для вывоза только двух станков Новокраматорского завода требовалось 13 вагонов, а всего с краматорских заводов было эвакуировано 1276 станков. Начато строительство завода тяжёлых станков в Свердловске, завода автоматов и револьверных станков в Алапаевске, нового цеха Челябинского абразивного завода. новосибирского завода «Тяжстанкогидропресс» (ныне завод имени А.И. Ефремова). В городе Электросталь досрочно был восстановлен Новокраматорский завод. В ноябре 1941 года в связи с образованием народного комиссариата танковой промышленности, Наркомат станкостроения был упразднён, и Александр Илларионович назначен заместителем наркома танкпрома. Однако сразу возникла потребность военных производств в быстром оснащении их высокопроизводительными станками, и в феврале 1942 года Ефремов вновь стал наркомом вновь воссозданного Наркомата станкостроения.
За годы войны были созданы новые типы станков, которые по производительности в 10-15 раз превышали прежние. А 36-шпиндельный полуавтоматический горизонтально-расточный станок, изготовленный для авиационной промышленности, и вовсе заменил 30 универсальных радиально-сверлильных станков, давая экономию в рабочей силе до 30 человек в смену. В результате себестоимость модернизированного, более эффективного тяжёлого танка снизилась в 3 раза, среднего танка – в 2 раза, самолёта – в полтора раза. Если на возведение подготовительных цехов карборундового завода в Запорожье до войны потребовалось 30 месяцев, то, эвакуировавшись в Ташкент, те же самые цеха были отстроены за 5 месяцев. В 1942 г. Советский Союз на тысячу металлорежущих станков производил самолётов в 8 раз, а танков в 12 раз больше, чем Германия.
На оккупированных территориях немцами были уничтожено 64 станкостроительных завода. Однако уже в 1943 году вступили в строй станкостроительные заводы Наркомата в Краснодаре, Майкопе, Новочеркасске, Воронеже. К концу 1944 года выпуск продукции на освобождённых территориях Украины и Белоруссии на предприятиях Наркомата станкостроения утроился по сравнению с довоенным уровнем.
В марте 1948 года А.И. Ефремов был назначен заместителем Председателя Совета Министров СССР.
Награждён двумя орденами Ленина, орденом Кутузова II степени, орденом Трудового Красного Знамени.
Александр Илларионович Ефремов скончался в Москве 23 ноября 1951 года. Похоронен на Красной Площади у Кремлевской стены.