ГЕРОИ НЕГРОМКИХ ПРОФЕССИЙ. Истребитель танков
29 марта 1943 года приказом по войскам Южного фронта орденом Красного Знамени был награжден командир 28 отдельного отряда собак-истребителей танков 43 отдельной инженерной бригады специального назначения Анатолий Кунин – за то, что, как сказано в документах «при обороне Сталинграда и в наступательных боевых операциях Южного фронта с 28 сентября 1942 года по 10 марта 1943 года уничтожил личным составом отряда 42 немецких танка, 2 бронемашины, 4 автомашины с войсками и грузом - всего 478 солдат и офицеров противника».
Идея применять собак для уничтожения танков пришла в голову одному из слушателей Центральной школе военного собаководства курсанту Шошину в 1930 году. Как писал военный историк Юрий Веремеев, «суть этой идеи состояла в том, что мина не должна дожидаться танка. Она сама должна искать его и уничтожать». В 1935 году после войсковых испытаний собак - истребителей танков официально приняли на вооружение, и к началу Великой Отечественной войны было создано 13 батальонов, сформированных по принципу «одна собака-один проводник». В каждой роте насчитывалось до 65 собак. Брали в основном дворняжек.
Техника подготовки четвероногого бойца была такой: под днище танка закладывали куски мяса кита или тюленя, потом еду оставляли под танком с заведенным мотором. На собаку вешали брезентовый бандаж с сумками по бокам, в которые закладывался заряд – 12 килограмм тротила. Сверху торчал штырь-рычаг, соединенный со взрывателем нажимного действия - он срабатывал, когда собака залезала под танк и цепляла штырем днище. Танк поражался в самое уязвимое место, где не было брони, и не просто выводился из строя, а уничтожался. Конечно, собака погибала. Впрочем, когда счет людских потерь шел на сотни тысяч, о собаках никто не думал.
22 июля 1942 года у села Султан-Салы, северо-западнее Ростова-на-Дону, когда в тыл 30-й дивизии зашли полсотни немецких танков и полк мотопехоты, по приказу комдива Бориса Аршинцева с поводков спустили 64 собаки, и они сразу же подбили 24 танка – непревзойденный за всю войну результат. Еще 63 танка были подорваны четырехлапыми героями в ходе Сталинградской битвы.
Но и потери были немалы. С августа по октябрь 1942 года 28 отдельный отряд потерял полторы сотни своих питомцев. В немецких мемуарах упоминается, что, познакомившись с «живыми минами», войскам был отдан приказ расстреливать всех собак в прифронтовой полосе. В 1943 года, когда Красная Армия получила в достаточном количестве противотанковых орудий, собак перестали применять для уничтожения танков.
В мае 2011 года в Волгограде был открыт единственный в России памятник собакам-подрывникам, которые тоже помогли нашей общей Победе.