ГЕРОИ НЕГРОМКИХ ПРОФЕССИЙ. Библиотекарь
Казалось бы, какое отношение к героям Великой Отечественной войны имеют представители такой сугубо мирной профессии, как библиотекари? А меж тем во время войны коллектив Государственной библиотеки имени Ленина собрал 105 тысяч рублей на постройку боевого самолета, но и обезвредил более двухсот зажигательных бомб, сброшенных на главную библиотеку страны. А в Сталинграде в дивизии генерала Родимцева 26 библиотекарей приносили книги в окопы, на батареи и КП, проводили читки и беседы, в том числе в знаменитом Доме Павлова. Правда, Достоевского или Толстого в госпиталях читать было нельзя. «Представьте, что человек поступил в госпиталь, потерял руку или ногу, находится в депрессии, а библиотекарь приносит ему «Преступление и наказание» – это же убить человека сразу, - рассказывал историк библиотечного дела Александр Мазурицкий. - Поэтому в библиотеки привозили детективы, фантастику, книги с увлекательным сюжетом и позитивным зарядом».
За годы Великой Отечественной войны немцы разрушили 43 тысячи библиотек, уничтожили более 100 миллионов книг. Эта цифра могла быть и больше, если бы не подвиг библиотекарей, таких как Софья Оникиенко.
Софья Панфиловна Оникиенко родилась в Москве. В 1915 году она окончила гимназию с золотой медалью, а затем историко-филологический факультет МГУ и была направлена в Воронеж директором университетской библиотеки. Постепенно библиотека ВГУ приобрела известность не только в Воронеже, но и во всем Черноземье. Ее книжный фонд насчитывал почти 800 тысяч единиц хранения.
Захватив Воронеж, нацисты поняли, что воронежские библиотеки - бесценное богатство. Осенью 1942 года руководитель главной рабочей группы «Украина» штурмбаннфюрер Георг Антон рапортовал в Берлин, что в Воронеже «обнаружены достойные внимания книжные фонды, которые были спасены вермахтом и отправлены в Курск» - там производился отбор наиболее ценных изданий для дальнейшей отправки на Запад. Всего в Тарту, Киев, Харьков и далее было вывезено 700 тысяч редких книг. В августе 1945 года в Австрии в монастыре английские солдаты обнаружили 82 ящика с 6954 «ценными старопечатными изданиями из Воронежа», как было сказано в акте.
Находясь в эвакуации, Софья Оникиенко случайно узнала, что в освобождённом Курске стоят вагоны со старинными книгами из родной библиотеки – упакованы в ящики, проштемпелёванные немецкой печатью, готовые к отправке в Германию. Пассажирского сообщения с Курском не было. Военный комендант выдал ей разрешение передвигаться вместе с воинскими эшелонами. «Добирались мы до Курска семь дней. Со мной была студентка-пятикурсница Паша Хахалаева. С помощью курских комсомольцев мы собрали книги и сложили в отведенную нам «коробку» разрушенного здания, - вспоминала Софья Панфиловна. - Но в этот приезд вывезти библиотеку нам не удалось. Вскоре начались главные бои на Курской дуге. И мы с Пашей ушли пешком из города», - вспоминала Софья Панфиловна.
Вернуть книги из Курска удалось лишь в следующем, сорок четвертом, году. Также вернулись в родной Воронеж почти все книги, переправленные немцами в Киев и Харьков. А вот из Тарту Оникиенко удалось выручить лишь небольшую часть воронежской коллекции. Остальные тома до сих пор числятся в списках «без вести пропавших».
Сегодня в научной библиотеке Воронежского государственного университета свыше трех миллионов книг. Работники библиотеки бережно хранят и приумножают драгоценный фонд, спасенный Софьей Панфиловной Оникиенко.