Московская битва

ГЕРОИ НЕГРОМКИХ ПРОФЕССИЙ. Учитель НВП

С нового учебного года в российские школы после 30-летнего перерыва возвращаются уроки начальной военной подготовки. А первое постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» было принято Государственным Комитетом Обороны в сентябре 1941 года, когда враг рвался к Москве. Тогда школьники старших классов приступили к прохождению 110-часовой программы внешкольной военной подготовки - учились рыть окопы, стрелять из винтовки, тушить зажигательные снаряды, использовать противогазы и ручные гранаты. Но как отдельный школьный предмет НВП было введено в учебную программу с 3-й четверти 1942/1943 учебного года.

Пятиклассники изучали элементы штыкового боя, шестиклассники - фехтование на коротких палках с мягкими наконечниками, семиклассники - фехтование на палках и бокс. Юноши старших классов должны были уметь собирать и разбирать оружие, стрелять из разных положений, преодолевать препятствия с винтовкой или макетом, знать об обязанностях дневального и часового, значимых военных событиях истории страны. Девушки вместо рукопашного боя выполняли упражнения по укреплению мышц спины и живота, поскольку медсестрам нередко приходилось выносить солдат с поле боя. Еще их учили быть радистками и телефонистками. «По окончании 10-го класса нам выдали удостоверение радиста-оператора. Мы умели передавать азбукой Морзе по рации и записывать с эфира радиограммы», - вспоминала Римма Кубанева.

Для преподавания НВП назначались военные руководители из числа среднего и младшего командного состава запаса, получившие подготовку для занятий со школьниками. «Пришел новый военрук - бравый широкогрудый мужчина с таким количеством медалей, что их было не сосчитать. Медали в войну носили не снимая, и, когда военрук шел по коридору, мы издалека слышали их звон и в панике бросали папиросы. На уроках военрука стояла тишина, нарушаемая лишь этим звоном да его четким военным голосом», - свидетельствовал один выпускников военного времени.

 «Хороших успехов в своей работе добился и военрук тов. Евсюшкин в одном из техникумов гор. Саратова. Он сумел быстро укрепить дисциплину среди учащихся и хорошей постановкой преподавания заинтересовал не только самих учащихся, но и весь коллектив преподавателей, которые также занялись изучением военного дела, - в феврале 1943 года писала газета «Правда». - Но такой хорошей постановкой военного обучения могут похвастать далеко не все школы. Во многих местах оно еще не избавлено от элементов тепличности. В Орехово-Зуевском районе строевые занятия проводились в классе, за партами. Военное обучение — не детская забава, а серьёзное государственное мероприятие. Речь идёт о подготовке будущих воинов, подготовленных к тому, чтобы они могли переносить лишения походной жизни. О какой же закалке может идти речь, если школьников кое-где боятся выпустить на улицу?»

Поначалу обеспеченность школ учителями НВП была невысокой. Усугубляла ситуацию частая сменяемость военруков, поскольку многие из них уходили на фронт добровольцами или по мобилизации. Демобилизованные по состоянию здоровья фронтовики, как правило, не имели педагогического образования. Для улучшения качества преподавания местные власти организовывали курсы повышения квалификации. И уже по итогам 1943/1944 учебного года в РСФСР в средних школах не имели никакого образования лишь 1% военруков и преподавателей военного дела. К концу 1944 года укомплектованность школ учителями НВП составила 95%.

Емкие слова «дело защиты нашей Родины - дело всего народа» стали не очередным лозунгом, а целью школьного воспитания и руководством к действию.