Московская битва

ГЕРОИ НЕГРОМКИХ ПРОФЕССИЙ. Учитель

Великая Отечественная война тяжелым катком прошлась по судьбам каждого жителя нашей страны, невзирая на возраст. Не щадила она и самых беззащитных - детей. Невозможно оценить и измерить подвиг учителей - тех, кто несмотря на все тяготы и невзгоды того времени старался делать все, чтобы для детей это время не прошло впустую, чтобы они ходили в школу, получали необходимые знания. «Как бы мы ни были поглощены войной, забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач, - писала газета «Правда» в те дни. - Закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны»

До начала 1942 года учителя имели право на отсрочку от призыва в армию, но затем тяжелая ситуация на фронте вынудила правительство изменить это решение. Только на территории Российской Федерации в армию было призвано до 180 тысяч учителей. В школы стали привлекать выпускников педучилищ и даже учеников средних школ, начиная с 7 класса. В 1941/42 учебном году в школьной программе появился новый предмет «Основы сельского хозяйства», а с января 1943 года - военное дело, в связи с чем Совнарком РСФСР дал указание о введении раздельного обучения мальчиков и девочек. Уроки проходили в три смены и длились по 35 минут. На первом уроке проводили «политинформацию»: 5 минут учитель рассказывал, как обстоят дела на фронте. Также были введены экзамены по окончании начальной, 7-летней и 10-летней школы, золотые и серебряные медали лучшим выпускникам, пятибалльная система оценок вместо прежних «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно».

Поскольку не хватало чернил, школьники использовали уголь, свекольный сок или сажу - ее можно было стряхнуть с листка бумаги и использовать его снова. Карандаши были на вес золота. Ну а вместо тетрадей использовали всё, на чём можно было писать, вплоть до старых газет, квитанций и обоев.

В августе 1943 года были введены в действие «Правила для учащихся», согласно которым каждый школьник был обязан беспрекословно подчиняться распоряжениям директора школы и учителей, во время урока сидеть прямо, при входе учителя в класс приветствовать его, вставая с места, а при встрече с учителями и директором школы на улице приветствовать их вежливым поклоном. За пропуск и опоздания на уроки давались наряды на распиловку дров и уборку школьного двора.

Подлинно героической была жизнь учителей в оккупации. 15 сентября 1941 года начался учебный год в школе, созданной в катакомбах занятого нацистами села Кривая Балка Одесской области. К январю 1942 года 9 школ работало в штольнях осажденного Севастополя, порой на глубине до 40 метров. Учителя продолжали учить детей даже в концлагере. Известен подвиг выпускника Вяземского педагогического техникума учителя истории Николая Кюнга, встретившего войну в Брестской крепости. Попав в плен, он оказался в лагере смерти Бухенвальд. Подпольный центр сопротивления, достав бумагу и карандаши, принял решение открыть школу для маленьких узников. Дети занимались по вечерам, после изнурительных работ. Вместе с учителем Никодимом Федосенко Николай Кюнг учил детей читать: «Мама моет раму», «Папа бьёт фашистов», «Папа роет фашисту яму». Снаружи всегда караулил кто-нибудь из «своих», и как только появлялся охранник, учителя прерывали работу, дети прятали свои принадлежности и делали вид, что играют. Школа проработала почти 8 месяцев, и эсэсовцы о ней так и не узнали.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 декабря 1944 года более 5 тысяч учителей были награждены орденами и медалями за успешную и самоотверженную работу по обучению и воспитанию детей. 205 учителей получили орден Ленина, 1421 - орден Трудового Красного Знамени, 982 - орден «Знак почёта». А выпускница Глазовского педучилища учитель географии Татьяна Барамзина ушла на фронт, выучилась на снайпера и посмертно стала Героем Советского Союза.

Вот такие они, учителя нашей страны.