Константин Демьяненко
77 лет назад, 27 июня 1943 года случилась совершенно невероятная история с Константином Демьяненко – штурманом звена 1-й перегоночной Краснознаменной авиационной дивизии, созданной в июле 1942 года для перегона с Аляски американских самолетов, поставляемых Красной Армии по ленд-лизу.
Надо сказать, что трасса перегона из американского города Фэрбенкс до Якутска, где находился штаб дивизии, длиной более 6 тысяч километров над безлюдными районами Восточной Сибири, где зимой температура легко достигала 60 градусов мороза, была невероятно сложной. За три года на ней погибло 115 летчиков. Однако благодаря их героизму в Советский Союз было доставлено почти 8 тысяч самолетов – а это 250 авиаполков, в том числе 2618 истребителей «Аэрокобра» - любимого самолета нашего воздушного аса Александра Покрышкина, на котором он одержал 48 из своих 59 побед.
Но вернемся к старшему лейтенанту Демьяненко. Участник Великой Отечественной войны, имевший на своем счету 26 боевых вылетов и орден «Красного Знамени», а также уже приобретший опыт авиаперегона английских самолетов из иракского порта Басра в таджикский Кировабад, он был назначен на самый ответственный участок, пролегавший от Фэрбенкса через безлюдные леса долины реки Юкон до города Ном на побережье, и затем через Берингов пролив над не менее безлюдным пространством восточной Чукотки до селения Уэлькаль – всего полторы тысячи километров. 27 июня Демьяненко выполнял роль штурмана на бомбардировщике «Дуглас А-20 Бостон». При подлете к Ному выяснилось, что по метеоусловиям аэродром принять самолет не может. Диспетчер предложил летчикам проследовать до запасного аэродрома в селении Гален. Чтобы обойти грозовые облака, пилот заложил вираж, и в этот момент Демьяненко открыл колпак стрелка-радиста, в кабине которого он находился, чтобы визуально «привязаться» к местности. Мощный поток воздуха буквально вышвырнул штурмана из кабины. Ударившись ногой о хвостовое оперение самолета, он потерял ботинок, но сумел раскрыть парашют. Приземлившись, Демьяненко потерял второй ботинок. Самолет к тому времени, не заметив потери бойца, скрылся за горизонтом. Из оружия у старшего лейтенанта был лишь пистолет ТТ с двумя обоймами.
Только через две недели американские летчики заметили на деревьях парашют. Это дало направление поискам. Еще через две недели командир авиаполка Михаил Мячин заметил у реки слабую струйку дыма. Он направил самолет на снижение и увидел на берегу человека, машущего курткой. Это был Демьяненко. В следующий заход ему бросили груз – спальный мешок, пистолет и продукты с запиской: «Много не ешь»! Обнаружив неподалеку озеро, пригодное для посадки гидросамолета, на следующий день капитан Бэссил Блэксмит доставил в госпиталь Фэрбенкса обессиленного и искусанного мошкой Демьяненко.
Оказалось, что летчик целый месяц питался ягодами и кореньями, расходуя патроны в основном на то, чтобы отпугивать по ночам медведей гризли. Сумел соорудить из упавших бревен плот и по горной речке спуститься в долину. Костер, который заметил Мячин, Демьяненко поджег последней оставшейся спичкой.
Всего Константин Демьяненко перегнал с Аляски 39 самолетов. Был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». Уволен из армии в 1947 году в звании капитана запаса. Трудился в Иркутске старшим штурманом летных отрядов. Был удостоен почетных знаков «За безаварийный налет 5 000 часов» и «За безаварийный налет 1 000 000 километров». Константин Петрович Демьяненко умер в 1961 году и был похоронен под Иркутском, рядом с аэродромом. Как любят писать журналисты, «и теперь каждый самолет, садящийся и взлетающий в Иркутске, осеняет его могилу своим крылом...».