Московская битва

Чудесное спасение Кижей

7 декабря 1941 года командир третьей эскадрильи 16-й авиационной дивизии майор Лаус-Дей Саксель получил приказ уничтожить церкви на острове Кижи. Якобы, до финских оккупационных властей дошли слухи, что в окрестностях заброшенных Кижей скрываются партизаны, которые базируются в одной из церквей и ведут скрытое наблюдение за местностью. Второй целью для летчиков были определен советский конвой, который, как предполагалось, идет по Онежскому озеру.

От Петрозаводска до острова Кижи было всего пару десятков минут полета. Два «Фоккера-10» взмыли в воздух и взяли курс на Кижи.

«Все вокруг давно покрыл снег, но Онежское озеро лед еще не успел сковать, вспоминал майор Саксель. - Белый, блестящий снег окружал высокие церкви. Их купола переливались на солнце, меняя цвет от серебристого до темно-бронзового цвета; подобного зрелища я еще никогда не видел. Этот вид очень запомнился. Было понятно, что человек не должен разрушать такую красоту. Когда я увидел нетронутый следами человека снег, стало ясно, что в церкви никто не ходил, и я дал второму пилоту знак, что мы улетаем».

В Онежском озере летчики заметили советские катера и, особо не целясь, сбросили бомбы на них. Боевое задание было, фактически, провалено.

Сразу по возвращению на базу майор Саксель доложил командованию все, как было: «Начальство со мной согласилось. Я до сих пор считаю, что поступил правильно. Потом еще много раз я пролетал над островом, любуясь церквами, но больше никогда ни я, ни мои товарищи не получали подобного приказа».

После поражения Финляндии в войне Лаус-Дей Саксель закончил свою летную карьеру, поступил в педагогический вуз в Хельсинки и затем до самой пенсии работал учителем математики в небольшом городке Сейняеки. А в октябре 1999 года, через 58 лет, он приехал на остров Кижи, чтобы теперь с земли посмотреть на то, что он чудом не уничтожил. А самым ярким событием военных лет, которое врезалось в память, он считал полет над куполами кижских церквей, когда он не выполнил приказ и сохранил их, убежденный в том, что «человек не должен разрушать такую красоту».

Лаус-Дей Саксель умер в 2001 году. И только в 2019 году, после просмотра одного из фильмов о Сакселе по ТВ, председатель финского общества летчиков-ветеранов Олли Кивиоя ознакомился с архивными документами 16-й эскадрильи, которые, с точностью до 5 минут, давали полную информацию о полетах с указанием дат, типов самолетов, фамилий пилотов, высот, задач и маршрутов. И оказалось, что приказа бомбить Кижи никогда не существовало! Заонежье было оккупировано финнами еще в середине октября 1941 года. Даже если бы партизаны действительно были на острове, их было бы проще окружить, чем бомбить церкви. По словам Сакселя в интервью финскому ТВ-2, офицер штаба Калле Мартиала дал ему приказ о бомбежке 7 декабря 1941 года, сообщив, что русские руководят с высоты церквей огнем артиллерии по финским кораблям. Сам Мартиала это категорически отрицает. Факты говорят о том, что в тот момент вблизи Кижей не было советской артиллерии, огнем которой нужно было бы руководить, а на озере вообще не было финских кораблей. Да и сам Саксель, если верить документам, не совершал 7 декабря никаких полетов.

Кроме того, в 1966 году Саксель написал мемуары, в которых ни словом не обмолвился о случае с кижскими церквами. По словам его жены, боевой дневник летчика сгорел еще во время войны, поэтому он писал мемуары, полагаясь лишь на свою память. Так родилась красивая легенда о благородном летчике, спасшем памятник всемирно-исторического значения.

Или это просто зависть к более знаменитому коллеге?

 

На фото: майор Саксель во время посещения Кижей.