Случай на мосту
78 лет назад, 6 июля 1942 года, после получения информации о том, что противник занимает мост у дамбы рядом с Воронежской ГрЭС, угрожая ворваться в Воронеж, командир 287 стрелкового полка НКВД по охране тыла Воронежского фронта майор Злобин Николай Митрофанович, взяв с собой 5 автоматчиков, на «полуторке» выехал в указанном направлении для проверки полученных сведений.
Путь к мосту пролегал по узкой дамбе, затем следовал спуск. Как было сказано в документах, «при спуске к мосту стояла подозрительная тишина». Водителю машины красноармейцу Никифорову было приказано быть начеку, а всем остальным Злобин дал команду снять фуражки. Свои и так опознают, «а если немцы, то подумали бы, что едут сдаваться, и не открыли бы преждевременного огня. Поскольку никто огня не открывал, машина тихим ходом шла вперед. Метров за 15 от моста навстречу вышло 7 человек – офицер и шесть автоматчиков».
Злобин, а, затем и остальные подняли руки вверх. Вражеский офицер, предполагая, что едут сдаваться, приложил руку к головному убору и пошел навстречу машине. Солдаты поровну рассредоточились справа и слева от него. Когда до врага оставалось метров 6, по сигналу Злобина Никифоров резко бросил машину влево и, с ходу развернувшись, дал газа. Остальные, выхватив автоматы открыли огонь по врагу.
В ответ со всех сторон загремели выстрелы. По машине били ружья, автоматы, даже противотанковая пушка. Пули пробили стекло кабины в двух местах, колесо, снаряд разбил задний борт. В это время рядовой Никифоров, как говорилось в приказе о награждении, «связанный падением на него раненого командира, на трех скатах, напрягая усилия в управлении, вывел машину из-под огня противника. В результате его смелости, обладания сильной волей, необходимые данные о противнике были добыты, люди и машина спасены».
Пока группа майора Злобина добиралась до своих, немецкие мотоциклисты и танки, переправившись по мосту, въехали на улицы Воронежа. Однако, как оказалось, это был лишь небольшой отряд 24 немецкой танковой дивизии, у которых просто не было сил, чтобы занять весь город. Меж тем, поднятые по тревоге наши части выдвинулись в район моста, но были встречены сильным огнем противника. Убедившись, что план стремительного захвата города сорван, в ночь на 8 июля немцы взорвали мост. Восстановлен он был лишь в 1954 году
18 июля 1942 года Военный совет фронта всему личному составу 287 полка за проявленное мужество и героизм объявил «Благодарность».
Чуть позже, 30 сентября 1942 года приказом по войскам 40 армии Воронежского фронта красноармеец Тимофей Никифоров, уроженец села Средняя Ахтуба Сталинградской области, был награжден медалью «За отвагу».
Тимофей Гаврилович Никифоров, пройдя огненные версты войны остался жив, и в августе 1986 года, как и все фронтовики, получил свою законную награду – орден Отечественной войны I степени. Ну а майор Злобин после выхода полка из Воронежа был направлен в распоряжение Челябинского УНКВД. После неоднократных просьб его все же перевели поближе к фронту – принимать пленных в уже освобожденный Кенигсберг.