Слепые бойцы защищают Ленинград
76 лет назад, 22 февраля 1945 года медалью «За боевые заслуги» был награжден слухач прожекторного батальона 84-й отдельной зенитно-артиллерийской бригады ПВО Ленинградского фронта Яков Зобин. Как сказано в документах, «будучи слепым, отлично изучил материальную часть звукоулавливателя и боевую работу на нем. В результате его отличной работы как слухача расчет имеет два освещенных вражеских самолета».
Впервые незрячие люди были призваны на воинскую службу в январе 1942 года, когда в осажденный Ленинград поступили так называемые звукоулавливатели. Приборы эти состояли из системы труб различного размера, которые позволяли услышать гул приближающихся самолётов противника на большом удалении. Изначально со звукоулавливателями работали обычные бойцы, но результаты не слишком радовали командование. И однажды в штабе ПВО Ленинграда кто-то из офицеров, вспомнив рассказ Короленко «Слепой музыкант», предложил попробовать в качестве «слухачей» слепых. Большинство отнеслось к идее скептически, но в условиях блокады нельзя было пренебрегать никакими возможностями.
Когда ПВО города объявило набор незрячих добровольцев для службы «слухачами», заявления подали практически все слепые, которые на тот момент находились в Ленинграде. Однако будущий «слухач» должен был иметь не только очень хороший слух, но и достаточно крепкое здоровье, чтобы переносить многочасовые нагрузки. И вот 14 января 1942 года были определены двенадцать лучших незрячих «слухачей». Вскоре слепые бойцы не просто обнаруживали приближающиеся самолёты противника, но на слух определяли их тип, высоту, на которой они летели, и расстояние до них. Благодаря этому, бомбардировщики противника обнаруживали за несколько десятков километров от города, и к их «визиту» силы ПВО подходили в боевой готовности. В результате пойманные в луч прожекторов и наткнувшись на плотный заградительный огонь, вражеские бомбовозы часто ретировались, неся потери.
Вот как описывает Семен Бытовой работу незрячих слухачей в повести «Ленинградская баллада»: «Сняв свои шапки-ушанки и надев кожаные шлемы, закрывавшие почти все лицо, слухачи откинулись на спинку сиденья и, упираясь затылком в обтянутые гладкой кожей подголовники, принялись крутить маховички, отчего медленно и настороженно стали поворачиваться рупоры. Такой поиск в воздухе длился по многу часов подряд, и все это время надо было поворачивать рупоры и держать в одном положении голову. Требовалось невероятное усилие, собранность, выдержка, чтобы выслушивать небо, где в любую минуту мог возникнуть подозрительный звук».
А 28 февраля 1942 года погиб первый слухач - Аверкий Никонов. Находясь на боевом посту, он обнаружили в воздухе группу вражеских бомбардировщиков «Юнкерс-88», шедших курсом на Ленинград. Несмотря на то, что координаты со звукоулавливателя были переданы на командный пункт зенитно-артиллеристского дивизиона заранее, два вражеских бомбардировщика прошли через заградогонь. Один был сразу же схвачен прожектором-сопроводителем в перекрестие лучей и сбит прицельным зенитным огнем. Второму «Юнкерсу» удалось приблизиться к позиции прожекторной роты, спикировать и сбросить бомбы. Одна пятисоткилограммовая фугасная бомба разорвалась в двадцати метрах от звуковой установки. Красноармеец Никонов осколком был ранен в грудь. Через два часа, несмотря на оказанную медицинскую помощь, он скончался. Погибший смертью храбрых на боевом посту красноармеец Аверкий Артемьевич Никонов с воинскими почестями был похоронен в Зеленом Бору.