Московская битва

О героизме наших женщин в годы Великой Отечественной войны

«На Ленинградском фронте недавно был убит немецкий унтер-офицер Вилли Менне, командир противотанкового орудия, - писал Илья Эренбург в газете «Красная звезда» 8 марта 1942 года. - На убитом нашли объемистый дневник. Вот что записал немец о смерти неизвестной русской женщины: «Осматривая Новгород, наши пехотинцы нашли среди развалин женщину-бойца. Когда ее хотели обезоружить, она как фурия, бросилась на офицера. Ее едва усмирили. Три здоровых пехотинца с трудом справились с ней и только ударами заставили идти вперед. Русская отказалась отвечать на вопросы. Она, скрестив руки на груди и отказавшись завязать глаза, приняла смерть с презрительной усмешкой». Так пишет враг о подвиге русской женщины. Мы не знаем имени героини. Но мы не забудем этого видения: среди развалин древнего Новгорода, города русской вольности, молодая женщина в серой шинели, окруженная подлыми врагами, глядя смерти в глаза, презрительно улыбается. Она сильнее смерти. Она переросла свою судьбу. Она была такой-то имярек. Она стала русской женщиной - простой, чистой и бессмертной.

Сумасшедшие фрицы думали, что наши женщины будут их рабынями. Они хотели, чтобы советские девушки днем стирали бы немецкое белье, а вечером услаждали бы немцев плясками. Они искали на нашей земле горничных. Они нашли женщин-бойцов, женщин, готовых до последней капли крови защищать свою честь и свою свободу».

Не счесть подвигов, которые совершили наши женщины в годы Великой Отечественной войны. Татьяну Юнисову в начале 1942 года направили в прифронтовую ремонтною часть. Хорошо зная технику, Татьяна ремонтировала танки. А как только появилась возможность, сама опробовала отремонтированные машины. Тогда и пришло решение стать танкистом. Татьяна участвовала в боях под Брянском, потом на Украине. Экипаж ее танка в первые недели боев уничтожил три бронемашины врага и два орудия. На ее гимнастерке появилась первая награда - медаль «За боевые заслуги». «В одном из боев вражеский снаряд попал в топливный бак нашей машины, - вспоминала Татьяна Кондратьевна. -  Взрыв. Трое моих товарищей погибли. Меня сильно контузило. Около пяти месяцев пролежала в госпитале. Здесь мне вручили медаль «За отвагу».

После госпиталя Юнисовой хотелось снова вернуться в строй. Не разрешили врачи. «Ну, пусть не на танке, пусть в любой должности, но на фронт, на передовую», - просила Татьяна. И добилась своего. Ее назначили поваром походной солдатской кухни. В этой должности Татьяна Кондратьевна оставалась до конца войны.

Клавдия Колобкова добровольцем ушла на фронт. После окончания курсов медсестер ее зачислили в санитарную роту воздушно-десантного корпуса. Командование не разрешило ей лететь в тыл врага, высадив из самолета. Недолго думая, Клавдия Яковлевна подошла к самолету, на котором отправлялась очередная группа десантников, и попросила старшего взять ее с собой. Ничего не зная о запрете, ей позволили сесть в самолет. Вот так эта отважная женщина оказалась в тылу врага в канун 24-ой годовщины Красной Армии. За многие месяцы боев она спасла многим жизнь, вынося из-под огня десантников. За спасение раненых в бою командир корпуса генерал Казанкин 12 апреля 1942 года вручил Клавдии Колобковой медаль «За отвагу».

Медсестра отряда морской пехоты Нина Буракова стала первой женщиной на Северном флоте, награждённой боевым орденом – орденом Красного Знамени. В тяжёлом бою 26 декабря 1941 года она вынесла с поля боя и оказала первую помощь 70 советским бойцам и командирам, при этом сама была ранена. А санитарка станции переливания крови Мария Беззубенкова на фронте не была. Она всего-то сдала кровь раненым бойцам 49 раз – по 450 миллилитров каждый. И невозможно сосчитать, сколько наших солдат она спасла от смерти.

И это - лишь крохотная часть огромного числа историй о героизме наших женщин, наравне с мужчинами в тяжелую годину вставших на защиту Родины. Тех, кого мы будем поздравлять 8 марта. Наших защитниц.