Московская битва

Москва, июнь 1945-го: Знамя Победы

Всем известно, что красный флаг над рейхстагом взвился 30 апреля 1945 года. Установили его бойцы 150-й Идрицкой стрелковой дивизии 79-го стрелкового корпуса 3-й Ударной армии. И хотя бои за рейхстаг длились до утра 2 мая, этот флаг, развивающийся над цитаделью немецкого парламентаризма, здания, с поджога которого в январе 1933 года начался кратковременный триумф нацизма, буквально надломил сопротивление гарнизона рейхстага – последней крупной опорной точки сопротивления немецких войск в Берлине. Этот флаг и стал нашим Знаменем Победы. Но мало кто знает, что Знамя Победы развевалось на рейхстагом только несколько дней, и было снято либо в ночь на 5 мая, как о том говорится в хранящемся в Центральном архиве Министерства обороны донесении начальника политотдела 150-й дивизии подполковника Артюхова, либо 2 мая, когда знаменосцы Михаил Егоров и Мелитон Кантария водружали на купол рейхстага «красное полотнище», как о том повествует 12-томное издание «Великая Отечественная война» 2011 года выпуска. Затем Знамя Победы было сначала перенесено в штаб 756-го полка, а затем передано в политотдел 150-й дивизии, где оно хранилось до 19 июня.

Меж тем, через несколько дней после Дня Победы, как пишет начальник оперативного отдела Генерального штаба генерал Штеменко, «Верховный Главнокомандующий приказал нам продумать и доложить ему наши соображения о параде в ознаменование победы над гитлеровской Германией. На парад мы предлагали вывести по одному сводному полку от каждого действующего фронта и один сводный полк Военно-Морского флота при 360 боевых знаменах. Знамя Победы, реявшее на куполе рейхстага в Берлине, по нашим соображениям, следовало поставить во главе парадного шествия». 18 июня было решено, что командовать Парадом Победы будет маршал Рокоссовский, а принимать Парад будет маршал Жуков. Первоначально Сталин хотел сделать это сам, но, как со слов Василия Сталина пишет Георгий Константинович в черновом варианте своих мемуаров, на репетиции Иосиф Виссарионович «от неумелого употребления шпор» упал с коня, «ушиб плечо и голову, а когда встал – плюнул и сказал: «Пусть принимает парад Жуков, он старый кавалерист».

20 июня 1945 года с берлинского аэродрома Темпельхоф Знамя Победы было отправлено в Москву. Утром 22 июня на Тушинском аэродроме состоялась генеральная репетиция Парада Победы. Знамя нес командир батальона 756-го стрелкового полка 150-й Идрицкой стрелкового дивизии капитан Неустроев. «Бетонная дорожка, по которой шел, была длинная, - вспоминал Степан Андреевич. – Где остановиться или где повернуть мне никто не сказал. Иду и чеканю шаг, особенно левой ногой, правая на фронте была перебита, болела, я ею ступал осторожно. Зато левая по асфальту стучала так, что удары отдавались в моей голове. Ассистенты – Съянов, Кантария и Егоров идут за мной. Но когда и где мне остановиться? Не знаю. Устал. Руки больше не держат древко Знамени – окостенели. Поясницу разломило. Ступня левой ноги горит огнем, правая нога не шагает, а волочится по дороге. Решил остановиться. Посмотрел назад, и кровь ударила в голову. Я от Карельского сводного полка оторвался метров на сто! (сводный полк Карельского фронта должен был открывать парад). Не успел еще осознать происшедшего, как по боковой дорожке ко мне подъехал на машине какой-то полковник и передал: «Маршал Жуков приказал Знамя завтра на парад не выставлять. Вы будете смотреть парад в качестве гостя». Я не обиделся, что не буду участником парада, - заканчивал свои воспоминания имевший 5 боевых ранений Степан Неустроев. – Но про себя подумал: «Как в атаку идти, так Неустроев первый, а вот на парад – не гожусь».

На схеме «Построения войск при прохождении торжественным маршем на Параде Победы», утвержденном Жуковым днем 22 июня, о Знамени Победы уже ничего сказано не было. В этот же день оно было передано на вечное хранение в Центральный музей Красной Армии. Больше участие в парадах Знамя Победы не принимало. Ну а Степан Неустроев все-таки стал участником парада на Красной Площади. Но случилось это только спустя 40 лет – 9 мая 1985 года.

 

На фото со знаменем 150-й Идрицкой дивизии в мае 1945 года справа налево: командир роты 756-го стрелкового полка старший сержант Илья Съянов, командир батальона 674 стрелкового полка капитан Василий Давыдов и командир 756 стрелкового полка полковник Федор Зинченко. Все – Герои Советского Союза.