Московская битва

Как итальянские асы до Сталинграда не долетели

80 лет назад, 29 июля 1942 года в небе над Сталинградом состоялся первый бой итальянских воздушных асов с советскими летчиками. Сразу девять итальянских истребителей М.С.200 «Саетта» вылетели с базы в Ворошиловграде на сопровождение немецких бомбардировщиков «Юнкерс-87», и над Калачом-на-Дону столкнулись с 15-ю советскими истребителями ЛАГГ-3. Итог был неутешительный Итальянцы потеряли три истребителя, сбив лишь один ЛАГГ. Спустя сутки ситуация повторилась – итальянцы потеряли еще два самолеты против одного советского. В итоге итальянский воздушный корпус всего за два дня лишились трети всех имеющих истребителей и восьмую часть всего летного парка.

Если участь, что в тот же день 30 июля в боях за город Серафимович (бывшая станица Усть-Медведицкая) итальянская дивизия «Чезаре», входившая в состав 6-й немецкой армии генерала Паулюса подверглась удару тридцати советских танков, потеряв всю артиллерию и треть личного состава – 1700 человек убитыми и ранеными, то результат объявленного Муссолини «крестового похода на Восток» иначе как катастрофическим не назовешь.

14 августа дивизию вывели на отдых, а спустя неделю под Чеботаревкой разгрому подверглась дивизия «Сфорцеска» - 232 человека убитыми, 1005 ранеными и 924 пропавшими без вести. Высокий процент солдат, пропавших без вести, сам по себе свидетельствует о беспорядочном хаотичном отступлении. Причем сами итальянцы окрестили «Сфорцеску» «дивизией «Тикай» - слово «тикай» в то время было достаточно хорошо известно итальянским солдатам и в переводе не нуждалось. Офицеры других дивизий даже решили не отдавать честь и не отвечать на приветствия офицеров «Сфорцески». «Один батальон русских обратил в бегство целую итальянскую дивизию», - возмущались немецкие генералы.

Что касается итальянских асов воздушного боя, то они были не лучше своих сухопутных коллег. Командующий итальянскими ВВС на Восточном фронте бригадный генерал Энрике Пецци на своем своем бомбардировщике «Савойя-Маркетти-81» пропал без вести 29 декабря 1942 года в Ростовской области, а в феврале 1943 года остальные итальянские летчики спешно катапультировались обратно в Италию, бросив на аэродроме в Донецке сразу 15 своих неисправных «Саетт». На этом итальянский воздушный экспедиционный корпус прекратил свое существование.