К 75-летию разгрома Японии. Захват императора Маньчжурии
75 лет назад, 19 августа 1945 года при высадке советского десанта в крупнейшем городе Маньчжурии Мукдене был пленен глава государства Маньчжоу-Го, главнокомандующий маньчжурской армии император Пу И.
К тому времени в Мукдене проживало почти два миллиона человек. «Центр города был хорош, все остальное оставляло мрачное впечатление, - вспоминал командующий 1-м Дальневосточным фронтом маршал Мерецков. - Над зданиями и вдоль улиц ветер нес клубы густой пыли. Между домами лежали кучи отбросов и нечистот. Стоял тошнотворный смрад. С какой жалостью и сочувствием смотрели мы на мукденских бедняков!» Именно сюда, перед обещанной командованием Квантунской армии эвакуацией в Японию в 11 часов утра 19 августа прибыл император со свитой из 8 человек – братом, врачом, слугой, тремя племянниками и мужьями двух своих сестер. А уже через полчаса в небе над Мукденом появились советские самолеты.
Командовал десантом Гвардии майор Петр Челышев, заместитель командира по строевой части 6-й Гвардейской мотострелковой бригады 5-го Гвардейского танкового корпуса 6-й Гвардейской танковой армии. В короткое время на глазах у буквально впавших в ступор японцев под охрану были взяты аэродром с полусотней японских самолетов, железнодорожная станция, телефон, телеграф и склады боеприпасов. За 4 дня был разоружен 55-тысячный японский гарнизон и взяты в плен 20 японских генералов. Удалось уйти лишь четверым японским летчикам-камикадзе. Взмыв вверх, они, один за другим, камнем упали вниз. Четыре взрыва прозвучали почти одновременно. Однако основной целью десанта был захват императора.
«Докладываю. Железнодорожные станции взяты под охрану. Движение по железной дороге прекратил, запретил работу мукденской радиостанции и телеграфа. Закрыл местные газеты. Произвел арест императора Маньчжоу-Го Пу-И вместе с его приближенными. В городе царит порядок. Прошу выслать срочно коменданта города Мукден со штатом», - 19 августа телеграфировал командующему Забайкальским фронтом маршалу Малиновскому начальник политотдела штаба Забайкальского фронта генерал Притула, командовавший операцией по захвату Мукдена.
Император был обнаружен на втором этаже аэропорта. «Худощавый, в роговых очках, бледный, растерянный, встревоженный, в темном костюме и светлой рубашке, без галстука, - таким его увидели солдаты. «Прикокнуть бы его надо», - сказал рядовой Косолобов. «В ту минуту он был близок к самоубийству», - вспоминал Александр Притула. Но император был нужен живым, как свидетель японских преступлений.
«Министры и адъютанты непрерывно следили за его прихотями и раболепствовали, - возмущался летчик Николай Сивцов, автор книги воспоминаний «Своими глазами». - Они успевали прежде, чем тот садился, вытащить из карманов свои носовые платки и расстелить их на земле. Затем, окружив, размахивали руками, чтобы непослушные насекомые не вздумали сесть на столь важную особь. Эта льстивость, угодливость смешила и удивляла нас». Под двойным дном императорского саквояжа хранились его личные драгоценности на 900 тысяч рублей. На следующий день император со свитой был перевезен в Читу, а через полтора месяца переправлен в Хабаровск и помещен под усиленную охрану на спецобъекте НКВД. В 1950 году он был передан властям КНР.
За проведенную операцию по захвату Мукдена. Петр Челышев был представлен к званию Героя Советского Союза. Но где-то в штабах вспомнили, что в начале войны он три недели провел в окружении, и наградили орденом Отечественной войны I степени, присвоив звание подполковника.