80-летию Сталинградской битвы

Атакует "Летучая мышь"!

3 июня 1942 года Нарком обороны принял на вооружение созданный в конструкторском бюро Андрея Туполева лучший фронтовой бомбардировщик Великой Отечественной войны Ту-2 – «Bat» («Летучая мышь») по кодификации НАТО.

Изначально новый четырехмоторный дальний пикирующий бомбардировщик предполагалось использовать против английских кораблей на основной базе британского флота в Скапа-Флоу на Оркнейских островах с возможностью взлета с территории СССР. Но к началу 1941 года война с Британией в повестке дня уже не стояла, поэтому четыре мотора сочли избыточными, дальность полета и герметичность кабины тоже не были в приоритете, зато были добавлены две пушки. Боевое крещение Ту-2 получил в сентябре 1942 года на Калининском фронте, когда прицельным бомбометанием был уничтожен немецкий подземный склад горючего в районе деревни Тростино. Высокая эффективность при поражении крупных военных объектов и укреплений противника, мощное и рационально расположенное оборонительное вооружение, современное оборудование, неплохие летные данные – всё это заслужило уважение летчиков. При этом самолет мог не только эффективно поражать цели, но и постоять за себя в воздушном бою. В феврале 1943 года при атаке на вражеский аэродром в Запорожье без сопровождения истребителей бомбардировщиками Ту-2 с высоты 400 метров было уничтожено 18 немецких самолетов. А в мае 1943 года Ту-2 под командованием «бэтмэна» летчика-инструктора Терещенко вышел победителем в схватке сразу с четырьмя истребителями «Мессершмитт-109»!

Немецкое командование усиленно охотились за Ту-2, наше командование принимало все меры, что бы ни один из «Туполевых» не попал к немцам. Экипажи получили категорический приказ в случае вынужденной посадки в тылу противника немедленно уничтожить самолет. В апреле 1944 года с помощью Ту-2 удалось сфотографировать Берлин. А весной 1945 года, уже во время битвы за Берлин, Ту-2 не смогли сбить даже реактивные немецкие истребители «Мессершмитт-262»!

Во время Выборгской наступательной операции финским самолетам не удавалось приблизиться к Ту-2 даже на расстояние выстрела. В среднем потеря одного самолета Ту-2 приходилась почти на полутысячу вылетов. Всего в 1944 году советские ВВС потеряли 77 машин, из них только 45 – это боевые потери, и еще 14 были списаны как выработавшие ресурс. К началу 1945 года на фронте действовало 279 самолетов Ту-2. После капитуляции Германии полк Ту-2 был переброшен на Дальний Восток для участия в войне с Японией, причем гигантский скачок в 10 тысяч километров был совершен всего за 3 дня с 8-ю промежуточными посадками.

За создание и организацию серийного выпуска бомбардировщика Ту-2 А.Н. Туполев был в 1943 году награжден Сталинской премией 1-й степени, в 1944 году - орденом Отечественной войны 1-й степени и орденом Суворова 2-й степени, а также был произведен в генерал-майоры инженерно-технической службы. В 1945 году Туполев стал Героем Социалистического Труда.

Ту-2 оказался машиной, не уступающий лучшим зарубежным образцам времен Второй мировой войны и внёсшим весомый вклад в нашу общую Победу.