Атака века
75 лет назад, 30 января 1945 года была совершена «атака века», когда советской подводной лодкой Краснознаменного Балтийского флота С-13 под командованием капитана 3-го ранга Александра Маринеско был потоплен один из самых больших – 200 метров в длину с 17-метровой надводной частью - транспортных судов нацистской Германии «Вильгельм Густлоф».
К тому времени бывший круизный лайнер использовался в качестве учебной базы для матросов дивизии подводного плавания в количестве 918 человек, из них 24 офицера. Также на судне находилось 373 военнослужащих вспомогательной службы, в основном женщин, и 172 члена экипажа. После начала советского наступления в Восточной Пруссии, напуганное нацистской пропагандой местное немецкое население массово устремилось на Запад. Утром 30 января «Густлоф» принял на борт более 5 тысяч беженцев и почти 200 раненых солдат вермахта. По подсчетам историков, всего на судне находилось около 6600 человек, из них около двух тысяч женщин, в том числе военнослужащих ВМФ, и три тысячи несовершеннолетних. При этом следует напомнить: чтобы попасть в число эвакуированных на любое транспортное судно, необходимо было получить письменное разрешение районного отделения нацистской партии.
Днем 30 января «Вильгельм Густлоф» в сопровождении лишь одного миноносца вышел в море. Вследствие плохой видимости капитан включил позиционные огни, что было замечено на С-13. В 23.05 «Густлоф» был торпедирован. Из 4-х выпущенных торпед три попали в борт корабля, и еще одна не вышла из торпедного отсека.
Первая торпеда поразила ноовсую часть «Густлофа. Уже через минуту нос судна по приказу капитана был заблокирован водонепроницаемой переборкой, и все матросы в этой части корабля погибли. На судне началась паника, в которой погибло еще около тысячи человек. В 0.10 лайнер затонул. С-13, благополучно избегнув сброшенных подошедшими кораблями охранения 12 глубинных бомб, покинул место боя.
Несмотря на развернувшиеся почти сразу спасательные работы, при температуре воздуха минус 18 градусов из 918 матросов учебной команды подводников погибло почти половина, из 172 членов экипажа также половина, из 373 женщин-военнослужащих утонуло 250, из 5150 беженцев и раненых не выжило 4600.
При этом уже в 7 часов утра матрос одного из спасательных судов увидел в лодке с замерзшими людьми сверток, в котором находился годовалый младенец, выживший и впоследствии усыновленный этим матросом.
Таким образом, из 6600 человек, находившихся на «Вильгельме Густлофе», спаслось 1300. Напомним, что на советском теплоходе «Армения», осуществлявшим эвакуацию из Севастополя и торпедированным с немецкого самолета 7 ноября 1941 года, из пяти тысяч находившихся на борту раненых и и беженцев спаслось всего 16 человек.
Немецкие исследователи признают, что «Вильгельм Густлоф» не являлся гражданским судном, поскольку нес на своем борту вооружение, не имел опознавательного знака «красный крест», шел в сопровождении боевого корабля и, являясь учебной базой подводного флота, считается кораблем военно-морского-флота Германии. Всю ответственность за жизнь беженцев с того момента, как они поднялись на борт боевого корабля, несут должностные лица немецкого военно-морского флота.
Уже 19 февраля английская газета «Таймс» заявила, что на «Вильгельме Густлофе» находилось 3700 немецких подводников, пустив «гулять по миру» недостоверную информацию. Также не соответствует действительности, что после гибели «Вильгельма Густлофа» в Германии, якобы, был объявлен трехдневный траур.
За потопление «Густлофа» и торпедирование 10 февраля 1945 года санитарного транспортного судна «Генерал Штойбен», приведшего к гибели 2500 солдат вермахта, капитан Маринеско был представлен к званию Герой Советского Союза, однако за систематические нарушения дисциплины был награжден лишь орденом Красного Знамени. Александр Маринеско умер в 1963 году, а 5 мая 1990 года указом Президента СССР М. Горбачева ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.