Московская битва

75 лет назад штурмом взят Кенигсберг

75 лет назад войска III Белорусского фронта маршала Василевского штурмом овладели крепостью Кенигсберг - столицей Восточной Пруссии.

Штурм города-крепости осложнялся тем, что в августе 1944 года почти две сотни английских самолетов нанесли два мощных авиаудара по Кенигсбергу, едва ли не впервые в мировой истории применив при бомбардировке бомбы с напалмом, причем не по оборонительным сооружениям, а по историческому центру города и жилым кварталам, что укрепило настрой 130-тысячного гарнизона сражаться до конца. Советским войскам пришлось столкнуться с четырьмя кольцами обороны, 7-ю линиями траншей и вырытым вокруг города 48-километровым противотанковым рвом. Многочисленные фортификационные сооружения вокруг города заставили привлечь к штурму химические войска - 7 огнеметных батальонов, роту фугасных огнеметов и 5 рот ранцевых огнеметов, две с половиной тысячи самолетов, полутысячу танков, 5 тысяч орудий и минометов, а также отряд речных бронекатеров и железнодорожный артдивизион Балтийского флота.

Больше месяца продолжалась подготовка к штурму с отработкой войсками преодоления различных укреплений и тактики уличных боев. Был использован опробованный в Сталинграде опыт штурмовых групп. В дивизиях, наступавших на город было сформировано 26 штурмовых отрядов и 104 штурмовые группы.

В 9 часов утра 6 апреля после мощного артиллерийского удара советские война перешли в наступление.«Земля задрожала от гула канонады. Вражеские позиции по всему фронту прорыва закрыла сплошная стена разрывов снарядов. Город заволокло густым дымом, пылью и огнем, - вспоминал командующий 11-й Гвардейской армией Кузьма Галицкий.

Стремясь избежать ненужных потерь, Советское командование в случае сдачи в плен гарантировало сохранение жизни, личных вещей, обеспечение медицинской помощью раненых, питания и возвращение на родину после войны. В ночь на 7 апреля сложил оружие гарнизон форта Линдорф в составе 4 офицеров и 126 солдат. 40 сдавшихся солдат были затем отправлены в центр города для агитации среди немцев о прекращении бессмысленного кровопролития. Однако командующий 4-й немецкой армией разрешил вывести из города только группу нацистских партийных деятелей. Подавить сопротивление отчаявшегося врага удалось лишь на 4-й день штурма.

Отважно сражался сапёрный взвод 51-го отдельного сапёрного батальона 13-го Гвардейского стрелкового корпуса под командованием младшего лейтенанта Александра Родителева. 7 апреля в составе штурмовой группы вместе с восемью саперами он ворвался на позиции противника, где было 15 немецких орудий. Уничтожив артиллерийские расчёты, Родителев лично в рукопашном бою убил шесть солдат противника. Немцы не выдержали натиска, 25 человек сдались в плен, остальные бежали. Затем советские солдаты отбили три немецкие атаки. Героические сапёры удерживали позиции до подхода своей пехоты. На следующий день, 8 апреля группа Родителева из 13-ти человек штурмом захватила 6 кварталов Кёнигсберга, взяв в плен 200 вражеских солдат!

В ночь на 8 апреля бойцы 16-й дивизии форсировали реку Прегель и ворвались в город. Корреспондент газеты «Правда» так описывал переправу: «Гвардия генерала Галицкого форсировала Прегель в кромешной тьме. Орудия били прямой наводкой. Набережные были охвачены огнем, точно камень вдруг загорелся. А внизу под ливнем снарядов и пуль, на темной стремнине реки плыли гвардейцы. Использовали все, что только могло держаться на воде: плоты, бочки, бревна, лодки, амфибии, огромные баллоны, наполненные воздухом, качались на гребнях кипящей от разрывов реки». Потеряв 42 тысячи убитыми, вечером 9 апреля остатки гарнизона запросили капитуляцию.

Кенигсберг стал единственным городом за пределами СССР, не являющимся столицей какого-либо государства, в честь взятия которого была выпущена отдельная медаль «За взятие Кенигсберга». Ею было награждено более 760 тысяч советских солдат и офицеров, из них 3700 героев, павших в боях за город - посмертно.