Московская битва

75 лет назад Красная армия взяла Вену

75 лет назад войска III Украинского фронта маршала Толбухина штурмом взяли столицу Австрии Вену.

В одном из красивейших городов Европы решено было избежать сильных разрушений, поэтому в боях за городские кварталы, в отличие от Кенигсберга, не использовались тяжелые орудия и авиация, хотя для обороны австрийской столицы враг сосредоточил восемь танковых и одну пехотную дивизию 6 танковой армии СС, наводившей ужас на союзников в Арденнах. Положение осложняло то, что впервые немецкие части стали массово использовать приборы ночного видения. Советская армия противопоставила этому «чудо-оружию»... ломик, кирку и топор. Ими были оснащены бойцы штурмовых групп, чтобы проламывать многочисленные заборы и стены домов. А еще солдатскую смекалку. Так, в одном из домов, на втором этаже, засел вражеский пулеметчик. Расчет противотанкового ружья никак не мог достать его. Тогда бойцы Тарасюк и Абдулов, пробив несколько заборов и пройдя дворами, забрались на крышу этого дома. Абдулов закрепил за дымовую трубу длинную веревку, Тарасов спустился по ней к окну, из которого бил пулемет, швырнул внутрь противотанковую гранату, и все было кончено. А командир роты 111 Гвардейского стрелкового Краснознаменного полка лейтенант Вель Котликов, увидев, что под непрерывным вражеским огнем наступать без потерь невозможно, разбил своих воинов на две группы и привязал к своему единственному пулемету проволоку. Теперь бойцы наступали одновременно по обеим сторонам улицы, перетаскивая по мере надобности пулемет за проволоку от одной группы к другой.

При штурме Вены одну из самых «нахальных» по выражению вице-адмирала Г.Н. Холостякова провели матросы Дунайской военной флотилии. Днем 11 апреля 6 бронекатеров внезапно появились в центре города и сходу, сразу с обеих сторон захватили единственный уцелевший Имперский мост через Дунай, разбив на две части оборону противника.

«Я хорошо видел, как наши десантники быстро высаживались с катеров, как они стремительно погнали автоматчиков, охранявших Имперский мост. Вскоре он оказался в наших руках, а провода, идущие к взрывчатке, были перерезаны минерами», вспоминал флотский разведчик А.А. Чхеидзе.

Двое суток враг непрерывно штурмовал мост, но так и не смог вновь овладеть им. За эту операцию король Великобритании Георг VI наградил Георгия Николаевича Трафальгарским крестом - высшим морским знаком отличия Соединенного Королевства, став единственным адмиралом СССР, награжденным высшим знаком отличия Британской империи во время войны. А матросы, после того, как закончились бои, возложили венок на могилу композитора Иоганна Штрауса, фильм о жизни которого «Большой вальс» являлся одной из любимейших картин всех наших бабушек и дедушек.