Оля и Лида Демеш
За поимку этой 16-летней девочки из города Орша в 1943 году немецкое командование обещало 10 тысяч рейхсмарок – это почти полтора миллиона рублей по нынешнему курсу. А все потому, что Оля Демеш с 7 июня 1942 года по 10 апреля 1943 года, как сказано в партизанской справке, «будучи малолеткой, показала себя бесстрашной разведчицей, спустила под откос семь вражеских эшелонов, участвовала в разгроме нескольких немецко-полицейских гарнизонов, на своем счету имеет около 20 уничтоженных вражеских солдат».
«Необходимо ставить мину под цистерну с бензином. Запомни: только под цистерну с бензином! - учил ее командир 8-й партизанской бригады и будущий Герой Советского Союза Сергей Жунин. «Керосин знаю, как пахнет, сама на керогазе готовила, а бензин… дайте хоть понюхать, - просила Оля. «Девчонка же! Это мальчишкам - техника, а этой - куклы да фантики, - писал Жунин в своих послевоенных мемуарах «От Днепра до Буга». - На узле порой скапливалось много поездов, десятки цистерн, а ты найди «самую ту». Оля со своей сестрой Лидой ползали под эшелонами, принюхивались: эта? не эта? бензин? не бензин? Потом бросали камешки и по звуку определяли: порожняя? полная? И только потом цепляли магнитную мину».
За свою партизанскую деятельность Оля поплатилась сестрой. Лиде тогда едва исполнилось 13 лет. В партизанском отряде ее звали «Птенчик». «Лида часто брала корзину или сумку и уходила на железнодорожные пути собирать уголь и, если ее останавливали часовые, она объясняла, что собирает уголь, чтобы отапливать комнату, в которой живут немцы. Таким образом она пробиралась туда, куда ей нужно было», – вспоминал младший брат Борис Демеш. «Она у меня была проводником, мы с ней ходили по Орше, она впереди, а я позади на расстоянии, - рассказывала партизанка Валентина Реутова. - Ходили к одному врачу за медикаментами - он работал у немцев в госпитале. Ходили на свидание и знакомство с власовцами (было и такое задание), и всюду со мной была Лида. Она очень умная и сообразительная, ей не надо подсказывать, она все сама знала. Где я не могла пройти, шла она: она была маленькая, и ее нигде не задерживали и пропускали, и она смотрела все, что надо, и пересказывала мне. Ходили с ней на железнодорожную станцию, смотрели, какие стоят поезда. Например, когда увидели цистерны с горючим, то сразу вернулись и взяли магнитную мину с двухчасовым механизмом. Движение на железнодорожном узле после взрыва было парализовано на 4 часа».
Стараясь добиться сведения о местонахождении старшей сестры, оккупанты жгли Лиде лицо папиросами, сломали позвоночник. «Русская Демеш Лидия обвинялась в оказании помощи партизанам, - говорилось в донесении немецкой службы безопасности. - В процессе работы выяснилось, что она постоянно поддерживала связь со своей сестрой Олей, которая уже год находится в отряде. От сестры она получала магнитные мины для совершения диверсий. Согласно приказу - была расстреляна».
В память о подвиге юной героини, в послевоенное мирное время, спущено на воду грузовое судно Дальневосточного морского пароходства «Лида Демеш».