Московская битва

Юрьев Олег Владимирович

Юрьев Олег Владимирович
Дата рождения: 1919
Дата смерти: 1955

Олег Владимирович Юрьев был призван в ряды РККА Московским Горвоенкоматом в сентябре 1941 года.

С 20 февраля 1943 года воююет в составе 8 Отдельного мосто-строительного батальона, входившего в состав 70-й армии.

70-я армия или первоначально Армия войск НКВД (АВНКВД) была сформирована в октябре 1942 года — феврале 1943 года из числа личного состава войск НКВД (пограничных, внутренних и по охране железных дорог), на основании Постановления ГКО СССР № 2411сс «О формировании армии войск НКВД», от 14 октября 1942 года, по предложению НКВД СССР. В момент сформирования находилась в резерве Верховного Главного командования (РВГК) и была приравнена во всех отношениях к гвардейским формированиям. Соединения (стрелковые дивизии) АВНКВД сформировывались в городах Хабаровск, Чита, Новосибирск, Свердловск, Челябинск и Ташкент и к январю 1943 года были сосредоточены в районе Свердловска.Директивой Ставки ВГК № 46052, от 5 февраля 1943 года АВНКВД была переименована в 70-ю армию и с 1 февраля 1943 года включена в состав войск Красной Армии ВС СССР.

12 февраля 76-ю железнодорожными эшелонами армия отправилась на фронт. Воины свою армию считали ударной, предназначенной для прорыва. Однако вскоре последовали драматические события. Армия вошла в состав Центрального фронта, и из района Ельца должна была пешим порядком выдвинуться в район сосредоточения на рубеже Тагино - Фатеж. Начался многосуточный марш. Дивизиям предстояло пройти от 200 до 350 километров по бездорожью в метель и пургу, преодолевая двухметровые сугробы. Пехота тащила артиллерию. Автотранспорт использовать было невозможно, продукты отсутствовали. Люди выбивались из сил, испытывая неимоверную усталость и голод. В это время Центральный фронт получил задачу нанести удар по орловской группировке противника, чтобы облегчить положение Юго-Западного и Воронежского фронтов, против которых развивалось контрнаступление врага. С ходу, по сути дела, неподготовленными для немедленных боевых действий, соединения 70-й армии двинулись в наступление. Ослабленная в результате изнурительного марша армия приняла участие в боевых действиях., но, естественно, успеха не имела, хотя воины дрались бесстрашно.

Оценивая впоследствии эти события, Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский писал: "... Мы возлагали на эту армию большие надежды и направили ее на самый ответственный участок - на правый фланг, в стык с войсками Брянского фронта, но действия пограничников были неудачны. Объяснялось это неопытностью старших командиров, впервые оказавшихся в столь сложной боевой обстановке. Соединения вводились в бой с ходу, неорганизованно, по частям, без необходимого обеспечения артиллерией и боеприпасами к ней".Впоследствии Рокоссовский признал свою вину в неудачном использовании армии: "Возлагая ответственность за неудачные действия армии на ее командование, штаб, не могу снять вины с себя и со своего штаба: поспешно вводя армию в бой, мы поставили ей задачу, не проверив подготовку войск, не ознакомившись с их командным составом. Это послужило для меня уроком на будущее".

Но период боевых неудач не был долгим: уже летом сорок третьего 70-я армия ярко отличилась в боях на Курской дуге.В ходе Курской стратегической оборонительной операции армия во взаимодействии с соединениями 13-й, 2-й танковой армий и 19-го танкового корпуса участвовала в отражении атак ударной группировки немецкой 9-й армии, пытавшейся прорваться к Курску с севера.

С переходом войск Красной Армии в контрнаступление участвовала в Орловской стратегической операции, наступая на Тросну, южнее г. Кромы. К 5 августа ее соединения вышли в район юго-западнее г. Кромы, а к 17 августа к немецкому оборонительному рубежу «Хаген» в районе Домаха. С завершением операции полевое управление армии было выведено в резерв Центрального фронта, с 1 сентября — в резерв Ставки ВГК, где ему были подчинены новые соединения и части.

Во второй половине февраля 1944 г. 70-я армия перегруппирована в район севернее Ковеля, на р. Турья, где 25 февраля передана 2-му Белорусскому фронту.В марте - апреле в ходе Полесской наступательной операции успешно действовала севернее Ковеля.

С 5 апреля армия входила в состав войск Белорусского, с 16 апреля 1-го Белорусского фронтов II формирования.В Люблин-Брестской операции ее соединения, наступая в обход Бреста с юго-запада, во взаимодействии с соединениями 61-й и 28-й армий разгромили в районе западнее города до 4 дивизий противника.

После непродолжительного пребывания в резерве фронта с 10 августа продолжала вести наступательные бои севернее Варшавы и к концу августа вышла на р. Нарев в районе Сероцка. С 29 октября находилась в резерве 1-го Белорусского, с 19 ноября — 2-го Белорусского фронтов II формирования.

В ходе Восточно-Прусской стратегической операции 1945 г. армия в составе 2-го Белорусского фронта наступала с сероцкого плацдарма в направлении Модлин, Плоцк, Торн (Торунь). Ее соединения в ходе 3-дневных боев прорвали тактическую зону обороны противника, разгромили его ближайшие резервы и 18 января овладели городом и крепостью Модлин. В ходе дальнейшего наступления к 25 января армия вышла к городу-крепости Торн и блокировала его, а затем овладела городом. Одновременно ее соединения вышли к Висле в районе северо-восточнее Бромберга (Быдгощ), форсировали реку и захватили плацдарм.

Трудность восстановления мостов через крупные водные преграды заграницей во многом состояла в том, что советские военные дорожники не располагали необходимыми данными о режиме рек, их поведении зимой и весной, о местных карьерах гравия, камня, песка и других восстановительных материалов. Трудности в известной мере были связаны также с незнанием личным составом дорожных частей языка местного населения. Особенно тяжело пришлось при устройстве в крайне ограниченные сроки переправ через Вислу, Одер и Дунай во время сильного весеннего паводка. Отступая, враг полностью увел или уничтожил все наплавные средства на этих и других реках. Решено было строить деревянные низководные мосты с перекрытием глубоководной части наплавными конструкциями на баржах, понтонах и плотах из бревен.

Далее читаем наградной лист от 29 января 1945 года, подписанный командиром 8 Отдельного мосто-строительного батальона  майором Могильным: "Исполняя обязанности старшего техника-лейтенанта на строительстве низководных мостов через реку Висла у города Пулавы и города Демблин товарищ Юрьев отлично справился с заданиями командования по организации работ на строительстве и доставке деталей к месту работ. Товарищ Юрьев непрерывно в течении 36 часов обеспечивал погрузку и подвозку свай и основных деталей, быстро и своевременно организовывал переброску наплавных средств. На строительстве моста у города Демблин руководил устройством и разбивкой подмостьев для копров; в течении двух часов на тонком льду в условиях сильного ветра товарищ Юрьев обеспечил устройство подмостей для дизелькопров, что позволило значительно расширить фронт работ и сократить сроки иработ. В трудных условиях нехватки гужтранспортных средств товарищ Юрьев по своей инициативе организовал подкатку деталей вручную и в течении пяти часов сумел обеспечить весь участок работ. За самоотверженную и умелую работу по организации строительства мостов через реку Висла товарищ Юрьев удостоин представления к правительственной награде "За боевые заслуги".

В последующем до 10 февраля  70-я армия вела бои по уничтожению торнской группировки противника.Цитата:"Бои становились все тяжелее. К 19 февраля 65, 49 и 70-я армии смогли оттеснить противника на север и северо-запад всего от 15 до 40 километров, достигнув рубежа Мене, Черек, Хойнице. Здесь наши войска вынуждены были остановиться. 1-й Белорусский фронт тоже не смог продвинуться дальше. Его соседний с нами 2-й гвардейский кавалерийский корпус был остановлен на рубеже Ландск, Редериц. 1-я армия Войска Польского сражалась на рубеже Дойч, Фульбек, Каллке. В тылу этих войск шла борьба с вражескими частями, окруженными в Шнайдемюлле, Дойч-Кроне и Арнсвальде. Положение на севере оставалось прежним: противник прочно удерживал Померанию."— (Восточная Померания, Солдатский долг, К. К. Рокоссовский)В феврале - марте 1945 г. 7 -я армия участвовала в Восточно-Померанской стратегической операции, в ходе которой во взаимодействии с другими армиями фронта и силами Балтийского флота разгромила данцигско-гдыньскую группировку противника и 28 марта овладела городом, портом и военно-морской базой Гдыня, а 30 марта — важнейшим портом и военно-морской базой противника Данциг (Гданьск).В начале апреля 70-я армия выводится в резерв фронта и к 15 апреля перегруппиуется в район Витшток, Наугард (Новогард), Штухов.

10 апреля 1945 года приказом войскам Первого Белорусского фронта за номером 511/н старший техник технической части 8 Отдельного мосто-строительного батальона старший техник-лейтенант Юрьев Олег Владимирович награждается медалью "За боевые заслуги".

В ходе Берлинской стратегической операции 70-я армия наступала в составе главной ударной группировки 2-го Белорусского фронта в направлении Нейбранденбург, Висмар. Форсировав Ост-Одер и Вест-Одер, ее войска во взаимодействии с 65-й и 49-й армиями разгромили штеттинскую группировку противника, 1 мая овладели городами Росток и Тетерев и к исходу 3 мая вышли на побережье Балтийского моря в районе Висмара и выполняли задачу по охране и обороне побережья в районе Штеттина (Щецин).

Фото
Документы