Старцева Клавдия Тимофеевна
Штурман
46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной
бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского
фронта, гвардии лейтенант. В Красной Армии с 1942 года. В действующей
армии с весны 1943 года. Участвовала в битве за освобождение Тамани,
Крыма и Белоруссии, наносила бомбовые удары по военным объектам врага в
Восточной Пруссии и Германии.Враг называл летчиц «Ночными ведьмами», которые внезапно бесшумно
появлялись на маленьких самолетах. Летали девушки на самолетах У-2 (По-2). Они
принимали участие в освобождении Новороссийска, боях на Кубани, Крыму,
Беларуси, Польше, добрались до Берлина. Ночными
«ведьмы» звались потому, что входили в 218-ую ночную бомбардировочную
авиадивизию и совершали вылеты только ночью. Боевое крещение барышни получили
через две недели по прибытии на фронт, 12 июня. За подвиги, которые совершили
эти хрупкие дамы, полк заслужил звание «Гвардейский». Формирование, обучение и
слаживание полка проводилось в городе Энгельс. Авиаполк отличался от прочих формирований
тем, что был полностью женским. Созданные согласно тому же приказу два других женских авиаполка в ходе
войны стали смешанными, но 588-й авиаполк до своего расформирования остался
полностью женским: только женщины занимали все должности в полку
от механиков и техников до штурманов и пилотов.23 мая 1942
года полк
вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда
его численность составляла 115 человек — большинство в возрасте от 17 до
22 лет. Полк вошёл в состав 218-й
ночной бомбардировочной авиадивизии. Первый боевой вылет состоялся 12 июня 1942 года.Летали «Ночные ведьмы» на самолете У-2, который потом получил название
По-2.
«Наш учебный самолёт создавался не для
военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными
одна за другой, и двойным управлением — для лётчика и штурмана. (До войны на
этих машинах лётчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок,
способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать
максимальную скорость 120 км/час. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы
привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов,
мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового
груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150—200 кг. Но за ночь
самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была
сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика.Пулемёты на самолётах также
появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением на борту были
пистолеты ТТ» -
вспоминали летчицы. Летчицы на задание отправлялись без парашютов, вместо них брали больше
бомб. Логика была простая: «Если собьют над вражеской территорией, то лучше
погибнуть, чем попасть в руки к фашистам, а если над нашей, то как-нибудь
сядем, наша машина прекрасно парашютирует».
Каждую ночь летчицы отправлялись на задание,
полет длился час, потом самолет возвращался на базу, чтобы заправиться и
подвесить бомбы. Время на подготовку самолета между полетами занимало пять
минут. За длинную зимнюю ночь девушки делали 10-12 вылетов. «Ночные
ведьмы» взорвали 17 переправ, 46 складов боеприпасов, 86 огневых точек врага,
12 топливных цистерн, 9 поездов, 2 железнодорожные станции, захваченные
противником. Всего они сбросили на головы фашистов более 3000 тонн бомб. В боях
героически погибли 32 летчицы. Самые тяжелые потери потерпел полк в 1943 году,
когда был неожиданно обстрелян истребителями Messerschmitt Bf.110. Тогда 3
самолета с экипажами внутри взорвались еще в воздухе.
«Ночные ведьмы» участвовали в сражениях за
Кубань, Крымский полуостров, Белоруссию и другие регионы Советского Союза.
После того, как советские войска перешли линию границы, летчицы воевали на
территории Польши за освобождение от оккупантов городов Варшава, Августов,
Остроленк. В начале 1945-го 46-ой полк сражался уже на территории Пруссии и в
последние месяцы войны участвовал в легендарной Висло-Одерской наступательной
операции.
Из воспоминаний летчицы, героя Советского Союза М. Чечневой «В одну из ночей в
район Керчи вылетели Паша Прасолова со штурманом Клавой Старцевой. Условия
выполнения заданий были тяжелые. Все экипажи в ту ночь вернулись на свой
аэродром. Не было только машины Прасоловой и Старцевой.Как выяснилось позже,
осколок снаряда попал в мотор их самолета. Применив все свое мастерство, Паша и
Клава произвели вынужденную посадку на нейтральной полосе. Когда к самолету
прибежали наши бойцы, они нашли обеих девушек в очень тяжелом состоянии: у Паши
при медицинском осмотре было обнаружено семь переломов, у Клавы два. Санитарный
самолет доставил их утром в Краснодар. В госпитале началась борьба за жизнь
наших подруг.»JFt]��L�