Парфёнов Аркадий Макарович
Дата рождения: 20 апреля 1911
Место рождения: Коми АССР, Сысольский район, с. Палауз, д. Ярковская
Дата смерти: 6 марта 1945
Место смерти: лазарет Херлесхаузен
Парфёнов Аркадий Макарович, 20.04.1911г.р., уроженец с. Палауз. Призван 19.07.1941г., рядовой. Служил в 29 ЗСБр. Пропал без вести в январе 1942 года.
Советские военнопленные были почти по всей Германии похоронены безымянными на окраинах кладбищ или за пределами лагерей. Карл Фер, не боясь давления национал-социалистов и лагерного командования, давал разрешение на погребение умершего военнопленного только при наличии свидетельства о смерти и внесения его имени в похоронную книгу общины. Эта принципиальная позиция мэра позволила сохранить имена погибших с указанием места первичного захоронения каждого. Благодаря ему до нынешних времён сохранились 1593 фамилии советских военнопленных в смертном регистре отдела записей актов гражданского состояния Херлесхаузена. В их числе и фамилия моего прапрадедушки Аркадия Парфёнова.
В 1959 году моей прапрабабушке Александре Степановне пришло в Палауз письмо от Германского Народного Союза попечения могил. Эти письма и документы являются семейными реликвиями нашей семьи. Семейные реликвии - это единственная связь с нашими родными, которую нельзя разрывать. Нужно бережно хранить семейные ценности, и передавать их из поколения в поколение, ведь семейные реликвии помогают нам хранить память о прошлом в наших сердцах.
Далее идет текст письма: «Уважаемые Парфёновы! Во время войны 1941-1945гг. ваш родственник попал в лагерь военнопленных Херлесхаузен, район Эшвеген, округ Кассель, и как вам уже вероятно, известно, умер, к сожалению, в лагере. Друзья военнопленные похоронили его на отдельном кладбище около Херлесхаузена. Специальный закон Германской Федеративной Республики обязывает сохранять неограниченное время все могилы павших во время войны, а также умерших в лагерях военнопленных; соответствующее учреждение должно заботиться об их достойном содержании и уходе за ними. При этом не делается никакой разницы между могилами немцев и могилами их бывших противников.
Ваш родственник похоронен на советском воинском кладбище в Херлесхаузене в 59 ряду, могила №1436. На могиле находится памятник с бронзовой дощечкой, на которой обозначено имя вашего родственника, а также четверых товарищей. Мы хотим вас утешить и уверить о том, что могила вашего родственника сохраняется и будет в достойном виде содержаться и убираться в той же мере, как и могилы русских военнопленных».
Наконец-то родственники узнали, что их муж, отец Аркадий Макарович Парфёнов умер в немецком плену, захоронен на советском воинском кладбище в г. Херлесхаузене.
На каждого военнопленного в лагере заводилась учетная карточка, где были указаны отец, мать или жена, место жительства, по тем адресам немецкая сторона высылала письма. Также получили копии документов о смерти.
Мой прапрадедушка, если смотреть по второму тому Книги памяти Республики Коми, был призван в действующую армию 19 июля 1941 года. По данным немецкой учётной карточки военнопленного, которую мы нашли на сайте Министерства обороны РФ, служил он в 328-м пехотном полку, попал в плен 2 августа 1941 года в местечке Торма Эстонской ССР.
Первоначально палаузский крестьянин (как написано в немецкой учетной карточке) был определен в шталаг IX A, этот лагерь располагался в Цигенхайне, военном округе IX – Кассель, ныне Швальмштадт-Труцхайн. В графе «доставлен в лагерь» указано 11 марта 1942 года, поступление – 30 марта 1942 года. Получается, что, после пленения в августе 1941 года его практически восемь месяцев доставляли до лагеря. Личный лагерный номер был №65551.
Шталаг IX A, судя по предоставленным данным, просуществовал с сентября 1939 года по март 1945 года. Время от времени в лагерях военнопленных возникали эпидемии, от которых погибало большое количество пленных. Согласно свидетельству о смерти, которое было выслано нашей семье в 1959 году, он умер в лазарете Херлесхаузен 6 марта 1945 года в 9 утра от туберкулёза. Моя бабушка помнит, как бабушка Сандра в детстве ей часто рассказывала о том, что с дедом в плену был какой-то Яков из с.Горьковского. Он впоследствии рассказывал, что, убегая, звал и Аркадия Макаровича с собой. Но тот отказался, сославшись на высокий рост и болезнь, не хотел подводить других. В этом лагере нашим военнопленным удавалось прожить не более одного-трёх месяцев. Мой прапрадедушка в плену пробыл 3 года и 7 месяцев. Он совсем немного не дожил до освобождения военнопленных американскими войсками.
В 2006 году внучка выезжала в Германию для поиска захоронения деда. Она обратилась к Бургомистру Гельмут Шмидт, так как без его разрешения посещение кладбища советских военнопленных не разрешается. Он очень тепло встретил, дал объемные тома со списками и данными захороненных военнопленных. И в этих списках нашла деда. Ей показали мемориальный комплекс, долго искали памятный знак с фамилией деда. Памятные знаки не стоят как у нас, а лежат на земле. Множество рядов с табличками, на каждой по пять фамилий. Все ухожено, трава коротко пострижена.
Рядом с захоронением проходит оживленная трасса. 9 мая, когда в России празднуют День Победы, немцы не забывают наших людей, в этот день трасса полностью закрыта. В этот день в округе тишина – в знак уважения погибших в плену советских солдат.