Новожилов Павел Андреевич
Дата рождения: 15 июля 1923
Место рождения: Топчихинский район Алтайского края, село Большая Речка
Дата смерти: 15 июля 2013
Место смерти: Россия, посёлок Михнево, московская обл.
Огромна наша страна. Павел Андреевич Новожилов ощутил это самым непосредственным образом: чуть не всю ее прошел пешком – в солдатских сапогах.
Его село было далеко от всех фронтов – Алтайский край! Так далеко, что о войне жители узнали не 22 июня, а через неделю. Радио в домах не было. А клуб, где висел единственный репродуктор, закрыли: мужчины и парни ушли лес сплавлять, а женщинам было не до клуба. Узнали, когда из района прибыл уполномоченный. С ним они и ушли…
Но когда уходили – не знали, что это за беда, не могла она тогда ещё вместиться в их души. Шли, как до них другие парни шли в армию. Понимание того, что защищали они свое Отечество, свой дом родной, тот самый, что в алтайском селе Большая Речка, явилось потом, когда увидели пожженные деревни, виселицы, беженцев на дорогах, когда в родное село полетели не письма, а извещения…
… Ноябрь 1941 года. Группу призывников выгрузили из эшелона под Наро-Фоминском. Они не успели сделать шагу, как налетели фашистские самолеты. «Никогда не забыть мне этого первого мгновения на войне. Свист и вой бомб, рев самолетов, кажется, каждая бомба летит в тебя», - вспоминал Павел Андреевич. Им повезло: из десятка бомб, сброшенных на них, взорвалось лишь несколько, остальные почему-то не сработали.
Он воевал в артиллерийской батарее, в которой их было двенадцать – все из одного села Большая Речка. До Берлина дошло двое: он и Александр Сатчиков. Сколько его односельчан полегло на огромных просторах… По похоронкам можно изучать географию.
В Познани их артиллерийский полк поддерживал наступление Рогачевской гвардейской дивизии, в которую потом пришел служить его сын Алексей. «Война для нас, призывников 41 года, была тяжелой, но жизненно необходимой работой, которую мы делали порой под смертельным огнем. Научиться в любых условиях выполнять свой солдатский труд – в этом главная задача молодых людей».
Верил Павел Новожилов в счастливые годы, а не в счастливый случай. Хотя многое можно было назвать случаем. Как-то вспоминал он: «Насколько счастливый я был – не знаю, о счастье на войне как говорить? Просто приметила меня старуха с косой, да, видно, не понравился я ей. Я был артиллеристом-разведчиком. Должен был выявлять огневые точки врага и корректировать огонь нашей батареи. Как-то лежим мы втроем в крохотном окопчике. Через стереотрубу пытаемся засечь их минометы. А бой идет, грохот вокруг! И не заметили, как нас самих «засекли»: разворачивается рядом с нами «Фердинанд». Мы его в последнюю секунду увидали. Ребята бросились на дно, а мне деваться некуда: я на них упал. И тут он как даст прямой наводкой по нашему окопчику… Очнулся я в стороне – взрывной волной отбросило. Но – ни одной царапины! Ползу радостный к своим, а ребята так там и лежат. Долго после очухаться не мог: ведь я сверху был, почему же остался? А после решил – значит, не возьмет она меня, костлявая. Повоюю еще, поживу».
Павел Новожилов награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».
Из Германии Павел Андреевич ехал домой через Москву, брат уговорил остаться. На дверях управления Метростроя увидел объявление: «Требуются проходчики». Так и спустился под землю. Около 40 лет честно служил делу строительства московского метро, потому что в честности была его жизненная позиция. За исключительные заслуги перед Советским государством Новожилову Павлу Андреевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда и вручен Орден Ленина.