Матвеев Яков Иванович
Герой Советского Союза (1945), генерал-майор, морской летчик. Родился 27 декабря 1912 г. в с. Кузнецовка ныне Вяземского р-на Смоленской обл. в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов, школу ФЗУ.
В ВМФ с 1932 г. В том же году вступил в ВКП(б).
В июне 1932 года призван на военную службу и направлен учиться в военно-теоретическую летную школу в Ленинграде. Практику проходил на легендарном крейсере "Аврора". По итогам практики признан лучшим курсантом-военмором. Боевой листок, посвящённый этому до сих пор в музее "Авроры"
В 1935 г. окончил Ейское военно-морское авиационное училище. После окончания училища служил летчиком 124-й бомбардировочной авиаэскадрильи, в 1936 г. – летчиком-испытателем при научно-исследова¬тельском институте ВМФ. В ноябре 1940 г. переведен на ТОФ, где служил командиром звена, заместителем командира, затем командиром авиаэскадрильи в 16-м дальнеразведывательном, а позднее – в 26-м штурмовом авиаполку. Участник советско-японской войны 1945 г. В ходе войны был помощником командира 37-го штурмового авиационного полка по летной подготовке 12-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Тихоокеанского флота. Потопил лично 2 и в группе 7 транспортов противника. Звание Герой Советского Союза присвоено 14 сентября 1945 г. В 1952 г. окончил авиационный факультет Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова и до 1969 г. служил в авиации ВМФ.
Командовал 1-й гвардейской минно-торпедной дивизией, лётчики которой в далеком 1941 бомбили ПЕРВЫМИ Берлин. Принимал Дед её от самого Преображенского.
В 1969 г. генерал-майор авиации Я.И. Матвеев был уволен в запас. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
«Партийный долг»
Путь в авиацию... У каждого летчика он складывался по-своему. Одним полеты грезились еще в раннем детстве, у других страсть летать возникла, когда они впервые увидели самолет.
Яков Иванович Матвеев пришел в авиацию неожиданно.
Детство свое он провел на Смоленщине, в незаметной деревеньке Кузнецовке, над которой в ту пору еще ни разу не появлялся самолет. В 1923 году Яша Матвеев, худенький, щуплый деревенский парнишка, окончил четырехклассную начальную школу и нанялся в пастухи. И только спустя три года, переехав на жительство в Москву, он смог продолжить учебу — в семилетке и в полиграфической школе ФЗО. Тут, в школе фабрично-заводского обучения, его приняли в комсомол, а в 1932 году, двадцатилетним рабочим, Яков Матвеев стал коммунистом.
Неожиданный вызов в райком. Прежде чем предложить сесть, секретарь почему-то окинул взглядом его фигуру — с головы до ног. Такой прием несколько смутил Матвеева. Но секретарь туг же завел разговор о делах в печатном цехе, о занятиях на отделении Всесоюзного коммунистического университета имени Свердлова, который посещал Яков Матвеев
— А как ты посмотришь, если мы пошлем тебя учиться на летчика?
— вдруг спросил секретарь.
— На летчика? - повторил Матвеев.
— Об этом я не думал.
— А ты подумай...
Так в 1932 году по партийной путевке Яков Матвеев переступил порог летной школы в Ленинграде. Окончил он ее через три года в звании лейтенанта.
В выпускной аттестации было записано: «Дисциплинирован. Хороший организатор. Настойчивый. Волевыми качествами обладает. Внимателен ко всем мелочам. Требователен к себе и подчиненным. Хорошо знает и любит самолет...»
Нет, не мальчишкой, не в детстве пристрастился Яков Матвеев к авиации. Полюбил он ее в годы зрелые и пронес эту любовь через всю свою воинскую службу.
Он начал ее рядовым летчиком в тяжелобомбардировочной авиаэскадрилье на Черном море. Сослуживцы заметили необыкновенную волю, хладнокровие и пытливость молодого летчика. Командир звена не раз отмечал его спокойствие, уверенность в своих силах и знаниях, энергичные действия в воздухе при любой обстановке.
В январе 1936 года лейтенант Матвеев был назначен летчиком-испытателем. Новая ответственная работа захватила его. В 1938 году он принял участие в важном перелете по маршруту Таганрог — Севастополь. Полет начался при хороших метеорологических условиях, но на маршруте встретилась низкая облачность и проливной дождь. На море разыгрался девятибалльный шторм. Произвести посадку в районе Севастополя не разрешили. А горючее на исходе.
Положение создалось тяжелое. Порывы ветра бросали самолет из стороны в сторону, заставляя его то взмывать в высоту, то стремительно падать вниз. До предела напрягая силы, используя все свое мастерство в управлении машиной, летчик парировал порывы штормового ветра и смотрел на косматое от белых волн море. Садиться на них — значит нырнуть в пучину.
«Как же быть?» — терзал летчика вопрос. На самый крайний случай был один вариант: посадить морской самолет на сухопутный аэродром. Для летчиков эта посадка, быть может, и не грозит смертельной опасностью, но машина непременно выйдет из строя. На такое решение Матвеев не мог пойти.
А шторм усиливался. Лейтенант Матвеев кружился над Севастополем, прикидывая в уме, сколько времени он еще может продержаться в воздухе. Когда направление и сила ветра ему стали ясны, он особенно пристально всмотрелся в поверхность бухты, наиболее защищенной от штормовых порывов. Около одного из берегов ее волнение было менее заметно, и Матвеев без колебании повел машину на посадку. Мастерски он посадил самолет, не повредив материальной части. Машина и экипаж были спасены.За отличное выполнение задания командования в сложных метеорологических условиях командующий Черноморским флотом объявил лейтенанту Матвееву благодарность.
В аттестации за тот год службы, полной преодоления трудностей и опасностей, летчику записали: «...Обладает большой силой воли. Энергичен. Любит летное дело. Аккуратен, Физически здоров, вынослив. Избран парторгом».
В ноябре 1940 года старшего лейтенанта Матвеева, как лучшего летчика, народный комиссар Военно-Морского Флота СССР направляет на Тихий океан. Вначале командиром звена, затем заместителем командира авиаэскадрильи он служит в 16-м авиаполку. В январе 1944 года его переводят в 12-ю штурмовую дивизию. Освоению нового штурмовика Ил-2, прославленного на фронтах Великой Отечественной войны, капитан Матвеев отдает все силы.
Война против империалистической Японии, к которой он сам готовился настойчиво и готовил своих подчиненных, застала его в должности помощника командира 37-го штурмового авиаполка.
Первый боевой вылет раскрыл бесстрашие и летное дарование его. Капитан Матвеев показал себя подлинным мастером топ-мачтового удара.Получив задание на уничтожение транспортов противника в корту Юки, капитан Матвеев повел восьмерку штурмовиков в бой.
Порт обступали сопки. Малейшая ошибка в расчете могла стать роковой. Прорывая завесу огня, ведущий, за ним и ведомые снизились до нужной высоты резко, почти пикированием.
— Атака!
— коротко скомандовал капитан Матвеев, и пальцы рук летчика легли на гашетки бомбосбрасывателей. Машина неслась на дым и пламя корабельных орудий. Матвееву казалось, что нос самолета вот-вот врежется в борт избранного им транспорта, но он строго выдерживал курс и, тщательно прицелившись, сбросил бомбы.
В этот первый боевой вылет капитан Матвеев вместе со своим напарником лейтенантом Медлевым потопил большой транспорт противника. Через несколько часов во главе десятки штурмовиков Матвеев повторил удар по порту Юки, пустив на дно бухты еще один транспорт
.На второй день войны капитан Матвеев вновь ведет свою группу самолетов и в этом бою сам лично топит транспорт противника в 4000 тонн водоизмещением. Его ведомые потопили два транспорта и разрушили завод. Летчики, воодушевленные боевым примером своего командира, действовали дерзко, уверенно и мастерски.13 августа 1945 года командующий Тихоокеанским флотом за образцовое выполнение боевых заданий командования по разгрому захватчиков и проявленные при этом доблесть и мужество наградил капитана Матвеева орденом Красного Знамени. А 14 сентября Президиум Верховного Совета Союза ССР присвоил Якову Ивановичу Матвееву высокое звание Героя Советского Союза.
В. Королев"