Кутузов Игнат Степанович
Дата рождения: 27 февраля 1926
Место рождения: Сибирь
Дата смерти: 2 июля 2017
Место смерти: Донской
У прадедушки было детство обычного паренька
того времени. С 7-8 лет начал работать в колхозе. В 1933 году в Свердловской области был голод. «Весной ходили по огороду и собирали гнилую картошку, приносили домой. Мать из них пекла лепешки,
еще собирали молодые побеги сосны», - читаем мы в его воспоминаниях о том трудном времени.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, к этому времени Игнат окончил 7 классов. Мужчин призвали в армию, в колхозе остались одни старики и те, кто имел бронь. Среди них был главный механик Петухов И.В., который организовал для желающих курсы трактористов. Собрал молодежь, девчат и ребят, и вечерами занимался с ними. Летом 1942 года 16-летний Игнат работал уже трактористом в колхозе. Он рассказывал, что «тракторы были газогенераторные, для них пилили чурочки и в мешках возили по домам. Сушили на русской печи». «На работу шли с азартом, потому что во время обеда нам варили гороховый суп. В этот период по карточке давали на рабочего 400 граммов хлеба, а иждивенцу - 200 граммов. Мы были всегда голодные», - вспоминал дедушка.
13 сентября 1943 года Игната Кутузова взяли в армию. «Направили нас в Андреевские лагеря, в 18-и километрах от Тюмени. Началась учеба. Каждый день делали марш-бросок: утром после завтрака нас отправляли в Тюмень за строительным материалом, каждый должен был принести по два кирпича. Уходили утром, а к вечеру возвращались.
Пробыли мы в Андреевских лагерях до марта 1944 года. Потом нас отправили на фронт. Довезли до Казани (здесь формировались войска для фронта). Руководил этой операцией маршал Советского Союза Семен Михайлович Буденный», - писал дедушка.
В апреле 1944 года сформированную часть отправили под Белосток. Игнат Степанович попал в 37 стрелковый полк, который с боями шел по направлению к Риге. Дед вспоминал, что в пяти километрах от Риги находилась бумажная фабрика и перед командиром батареи, капитаном Игнатенко, была поставлена задача, как можно ближе подойти к противнику и из минометов открыть беглый огонь. Командир шел впереди, выбирая место для расположения батареи.
До немцев оставалось метров триста, солдаты окопались и открыли беглый огонь. Сколько принесли мин, все израсходовали. После обстрела ушли обратно, а когда отошли, по месту их дислокации открыли огонь уже немцы. Ночью враг отступил, и примерно в три часа утра бойцы были в старой Риге.
Когда они подошли к западной Двине, оказалось, что мост, который соединял старую Ригу с новой, был взорван. Пехоту переправили на другой берег катерами, а артиллерии не было. «Нас поддерживали только минометным огнем. Немецкие танки из пулеметов много побили наших ребят, тогда командование вызвало авиацию, и немец сам отступил»,- читаем мы в воспоминаниях деда. В этот период Игнат был наводчиком миномета, таскал его на себе, а это 20 килограммов, да ещё противогаз, наган. Было
ему тогда только 18 лет.
13 октября 1944 года наши войска полностью освободили Ригу. Трое суток собирали убитых и раненых. За взятие Риги дедушка получил благодарность, и капитан Игнатенко представил его к награде «Орден Славы III степени».
Потом шли бои за порт Лиепая. 17 ноября 1944 года моего дедушку ранили. Одна из пуль оказалась слишком близко к позвоночнику, и врачи решили ее не трогать. (Так он и прожил всю жизнь с немецкой пулей). В середине декабря дед узнал, что его полк должен передислоцироваться в Польшу.
В госпиталь каждый день поступали раненые. Узнав о том, что полк идет вперед, семь человек досрочно выписались, получили продовольственный аттестат, сухой паек на три дня и пошли искать штаб дивизии. Оказалось, что полк находится в шестидесяти километрах, у города Шауляй. Решили до него
добираться самостоятельно. В числе выписавшихся раньше положенного срока был и мой дедушка.
«На станции я случайно встретил своего командира расчета. Погрузились в эшелон и вскоре прибыли в Польшу... Наш полк с боями шел по направлению к реке Висле», - вспоминал Игнат Кутузов.
Мой героический дед участвовал в форсировании реки. Он рассказывал, что у немцев «...по ту сторону реки - три линии траншей. Наша артиллерия вела огонь шесть часов. За это время была понтонная переправа. Переправлялась пехота, танки. Шли тяжелые бои. Только на второй день удалось закрепиться на
правом берегу Вислы. После прорыва дошли до Варшавы. Часто нас обстреливали немецкие самолеты».
16 января 1945 года было взята Варшава. А после небольшого отдыха дивизия и 37 полк, в котором служил мой дед, освободили города Штутгард и Наугард. Игнат Кутузов получил благодарность от имени верховного главнокомандующего Сталина.
20 марта 1945 года был взят Штеттин. Дедушка вспоминал: «После взятия Штеттина мы отдыхали
целый месяц. А затем дорога на Берлин». Дед рассказывал, что им показалась в диковинку дорога с двусторонним движением, в середине которой посажены садовые деревья: вишни и яблони. Стоял апрель,
и все деревья в цвету. Это было так странно: цветущие деревья и грохочущая военная техника. 23 апреля 1945 подошли вплотную к Берлину. Бои были ожесточенные, в одном из них погиб наш командир батареи - старший лейтенант Садковский».
«В конце апреля там, где стояла батарея,- вспоминал дед, - были установлены прожектора. Чувствовалось, что на этот раз немцам не устоять. На одном квадратном километре расположили 120 стволов орудия. Это был «ослепительный» бой!»
2 мая в 2 часа ночи по радио объявили, что война закончилась. Всю ночь никто не спал, творилось что-то невообразимое. Была стрельба из автоматов и винтовок до утра. Солдаты ликовали, радовались,
что скоро вернуться домой к своим близким.
«Как нам объявили, что война закончилась, мы с ребятами пошли к рейхстагу и там, на стене, расписались», - рассказывал дедушка.
Награды