Чиженьков Николай Николаевич
Николай Николаевич родился в 1922 году в Поволжье, в городе Новоузенске Саратовской области. Мать нашего героя, будучи еще в девушках, все время батрачила, а когда вышла замуж, целиком посвятила себя домашним заботам и воспитанию троих сыновей, из которых Николай был старшим. Отец его прошел Первую мировую, считался человеком мастеровым, а когда грянула революция, стал работать на мельнице. В 1929 году вступил в партию.
Николай очень любил учиться, был активным пионером, а затем и комсомольцем. В 1939 году он успешно окончил школу-десятилетку.
В тридцатые годы в российскую глубинку часто приезжали столичные агитаторы, их называли покупателями. Однажды приехал в Новоузенск молодой лейтенант и стал агитировать выпускников школ поступать в Ленинградское артиллерийское училище. Желающих оказалось немало, заинтересовался и Николай, а когда в военкомате проводили с ребятами беседу, он признался, что мечтает об авиации. Ему разрешили написать заявление в авиационное училище.
Авиационное училище находилось в городе Энгельсе, в ста километрах от родного города Николая, но получил он направление в Челябинск. На недоуменный вопрос будущего курсанта ответили, что на летчиков учат после окончания 7-го класса, а со средним образованием челябинское училище готовит летчиков-наблюдателей - так тогда называли штурманов. Приняли Николая без экзаменов: у него был прекрасный школьный аттестат.
Из приехавших из Саратовской области сформировалась группа более семидесяти человек, а зачислили только восемнадцать. Николай был удивлен, что успешно прошел медицинскую комиссию, так как был очень худ, но здоровье не подвело.
Зачисленные курсанты в июле разъехались по домам, занятия должны были начаться только в октябре. Но не прошло и месяца, как ребят вызвали в училище: в мире было неспокойно, начались события на Хал-хин-Голе, а зимой 1939/1940 гг.- война с Финляндией.
Занятия в училище шли не по шесть, а по десять часов, велась интенсивная летная подготовка, и вместо положенных двух лет курсанты завершили учение через год и четыре месяца. Выпустили их перед новым, 1941 годом, когда в воздухе уже витало предчувствие скорой войны.
"Из всех военных училищ тех лет выпускались лейтенанты, - рассказывает интересные подробности Н.Н. Чиженьков, - а нас выпустили сержантами. Связано это было с тем, что перед войной у нас установились тесные связи с Германией. Наше командование ездило туда перенимать опыт. У них из авиационных училищ выпускались сержанты с тем расчетом, что после училища летчик идет в часть и начинает летать. Только после двух лет службы ему присваивалось звание лейтенанта. В результате этого опыта и появился приказ за № 0362 от 1940 г. маршала Тимошенко о выпуске из авиационных училищ сержантов. Отменен он был Сталиным только в 1942 году".
Когда новоиспеченные летчики прибыли в полк в Ростов-на-Дону, командир полка за голову схватился: как доверить самолеты сержантам, когда у него техники, обслуживающие самолеты, воздушные стрелки и радисты - старшины?
Полк был новый, только что сформировавшийся - 229-й даль-небомбардировочный. Самолеты тоже были новые. С марта начали их осваивать, а в июне началась война. В первый же день войны перелетели на аэродром в Канатово, севернее Кировограда, на Украину, где уже на второй день получили задание бомбить противника в районе Кове-ля. Хоть они и назывались дальней авиацией, но ходили по ближним целям и в самом первом бою удачно уничтожили колонну немецких танков. Многие воспрянули духом, но уже во втором бою на железнодорожном узле потеряли 9 самолетов и командира полка. "В то время, - рассказывает Н.Н.Чиженьков, - немцы господствовали и просто издевались над нами. В первые дни немало нашей авиации накрыли на земле. Кроме того, они летали ночью, а мы ночью не летали: у нас не было оборудования, чтобы осветить полосу. Я успел сделать только шесть боевых вылетов, как наш полк разбили за два месяца. В августе у нас из 65 самолетов осталось 17, на которых летать уже было нельзя. В одном из последних боев меня ранило и контузило". Всех, кто остался в живых, отправили на переформирование в Москву. Штаб набора находился у станции метро "Динамо", там было военное авиационное училище спецслужб. Летчиков из разбитых частей собралось много, здесь же Марина Раскова формировала женский авиационный полк. Летчики изучали самолет ПЕ-2 - ближний бомбардировщик с хорошей скоростью. Но долго учиться не пришлось: 17 октября в Москве объявили осадное положение. Николай Николаевич в числе других получил направление в 7-й запасной авиационный полк под Куйбышев. До места назначения добирались семь суток без каких-либо проездных документов. Там на аэродроме собирали самолеты, прибывшие в ящиках из Комсомольска-на-Амуре, летчики их испытывали, тут же формировали части и отправляли на фронт. Через два месяца Н.Н. Чиженьков получил назначение под Сталинград, там тогда было еще тихо. Назначили его штурманом звена в авиацию воздушно-десантных войск, в отдельный авиаотряд при 5-й маневренной воздушно-десантной бригаде. Вместе с товарищами вновь добирался своим ходом, через четверо суток были у цели. Прибыли на станцию Раковка, где собралось множество летчиков и
штурманов, - а никакой авиации нет. Так всю зиму и просидели, не воевали. Должны были сами освоить самолеты и с десантниками выбрасывать эту пятую бригаду в тыл на парашютах. Маневренная бригада ушла на фронт, а летчиков и штурманов отправили в Подмосковье. Лишь в мае 1942 года Н.Н. Чиженьков получил направление в Медвежьи озера, в Балашиху, где в войну находилась Отдельная испытательная эскадрилья воздушно-десантных войск. Это была уже другая авиация."В декабре 1941-го, - рассказывает Николай Николаевич, - Сталин поставил конструкторам задачу срочно сделать тяжелые десантные планеры. У немцев они уже широко применялись. Мы должны были к бомбардировщику планер тросом прицепить и буксировать его куда надо. За 30-50 километров до места назначения его отцепляли, и он, тихо планируя, приходил в назначенный район. Загружали в планер пушки, людей, медикаменты. В то время много наших частей попало в окружение, а помочь им было нечем".
Эскадрилья, куда попал Н.Н. Чиженьков, занималась испытанием планеров. Скоро сформировались два авиационно-планерных полка. Для буксирования использовались самолеты СБ - скоростные бомбардировщики, которые проявили себя еще в Испании и в финскую войну. Пилотов-планеристов готовили в Саратове, их называли смертниками - тросы часто обрывались, и молодые ребята гибли. Но за время войны двумя полками было выброшено в тыл и к окруженным войскам более семисот планеров, 17 из них забросил Н.Н. Чиженьков. Не обошлось без планеров и при форсировании Днепра в 1943 году. А Николай Николаевич летал с планерами вплоть до перехода нашими войсками государственной границы.В ноябре 1942 года наш герой сильно покалечился. Было задание оказать помощь Ленинграду: переправить на планерах продовольствие.
Планеры были большие, их загрузили продуктами, но выполнить задание не удалось, т.к. ночью немцы разбомбили аэродром. Полетел только один самолет, где планеристом был капитан Анохин, впоследствии знаменитый летчик-испытатель. А Николай Николаевич с тяжелыми ранениями попал в госпиталь, где пролежал семь месяцев. Выписали его с формулировкой "годен к нестроевой". Он не стал дожидаться следующей комиссии, положил документы в карман и пошел в свой полк. Командир эскадрильи понял его с полуслова и дал возможность постепенно вернуться в строй.В конце 1943-го - начале 1944 года Н.Н.Чиженьков стал летать с планерами вПолоцко-Лепельскую партизанскую зону. Белоруссия вся была напичкана партизанскими отрядами, немцы чувствовали себя там, как на сковородке, свирепствовали власовцы. В то время уже готовилась операция "Багратион" по освобождению Белоруссии, а немцы усилили работу по подавлению партизан. Николай Николаевич помнит точную дату - 9 марта 1944 года, когда его экипаж полетел на разведку погоды. При подлете к Полоцку увидели, что работает немецкий аэродром. Их заметили, появился ночной истребитель. Завязался бой, самолет Чиженькова загорелся. На борту был груз - мешки с боеприпасами. Прыгать летчик отказался, решил дотянуть до партизан. На одном моторе со снижением дотянули до цели и упали в лес. Последним, что увидел Николай Николаевич, была просека. Самолет стал гореть и разрушаться, кабину забило снегом. Казалось, что Николай обречен. Взрывной волной его выкинуло и оглушило. Провалялся довольно долго, а потом пополз к партизанам.Партизаны его подлечили, а потом вывезли на самолете. За это время мать получила извещение о том, что ее сын пропал без вести. Практически его похоронили.За всю войну Николая Николаевича сбивали трижды, но погибнуть ему не было суждено. После освобождения Белоруссии его направили лечиться, так как открылись старые раны, и затем война для него закончилась. После войны, несмотря на ранения, Николай Николаевич все же остался в авиации, от рядового штурмана он дослужился до инспектора авиации ПВО страны.Наград у нашего героя немного, но они очень красноречивы - два ордена Красной Звезды и орден Отечественной войны. Есть еще две медали "Партизан Отечественной войны", 1-й и 2-й степеней, высшие партизанские награды. Есть памятный знак "Партизан Белоруссии", который вручили ему школьники из города Ушачи Витебской области, Николай Николаевич -почетный гражданин этого города. В 2006 году ему было присвоено звание "Почетный ветеран Подмосковья".