Большакова Матрена Лазаревна
Воевала …за рулем
Не очень часто вспоминаем мы фронтовых водителей. Машина всё-таки, не
самолёт, не танк. Обычная трудяга-полуторка не
так уж была приспособлена к фронтовым условиям. А как выручала! Сколько с её
помощью важных дел было сделано! Вывозили раненых, подвозили
продовольствие, медикаменты и боеприпасы! Да добро бы по дорогам, а то ведь по
бездорожью, по льду и непролазной грязи! А доставалось полуторке и от артиллерии, и от
авиации, да и просто от автоматных очередей. Так что шофёр - такая же опасная военная
профессия, как и другие. Ну, а если за баранкой сидит 19-летняя девушка?
В ноябре 1941 года её послали
на курсы шоферов в Хопёрскую автошколу. Мужчин не осталось, нужна была замена. 6 месяцев проучилась, а в апреле 1942 г. курсантов вызвали в
военкомат. И спросили: кто желает отправиться на фронт? Мотя первая подняла
руку. А всего их набралось человек 20. Эшелон уже ждал на железнодорожной
станции. Девчонки есть девчонки - то плакали, то сами себя же и утешали: раз
надо - значит, надо.
Боевое крещение было нелёгким - переправа через реку Донец. Мостов нет -
понтоны. Крик, шум, плач, скопление беженцев, раненые. И берег вроде бы рядом,
да добраться непросто. Не только за себя ведь отвечаешь. Боялась ли? Конечно,
боялась. Но чаще не за себя - за машину: не дай Бог, откажет. Что-то
с годами забылось, чего-то забыть было не дано. Не забыла Матрёна Лазаревна
дорог отступлений - забитых орудиями и полевыми кухнями, тачками со
скарбом и телегами, женщин, стариков, детей…Довелось Моте поучаствовать и в
обороне Сталинграда. На Волге было даже ночью
светло от пожаров, а снег был кровавым и горячим. Сотни танков тараном шли по
степи, казалось, не зная преград. Но на их пути вставали люди, непоколебимые в
своей решимости не пустить врага за Волгу. Вчерашние мальчишки - молоденькие
лейтенанты. Встали прикрыть собой Россию. Это к ним обратился командующий 2-й
Гвардейской армией: "Приказываю и прошу: стоять в бою насмерть. Речь идёт
о судьбе Сталинграда".
Матрёне Лазаревне выпала фронтовая работа близ Калача - крайней точки
излучины Дона. Там, где в конечном итоге сомкнулись советские армии, взяв в
мешок около 300 тысяч фашистских солдат. На выполнение этой задачи
работала и наша землячка. Затем её отправили в Москву на курсы по
подготовке аэростатчиков, после
окончания которых Мотя служила в Архангельске. А Победу довелось встретить в
Риге.
И в том, что она, такая же желанная, пришла, есть вклад и Матрёны
Лазаревны Нерсесовой. Светлой и доброй души была человек. К сожалению, не
встретит уже эту победную весну. Но жива память. И пусть эта память о женщине,
которой покорились фронтовые дороги и дороги жизни, будет долгой.
Медаль "За оборону Сталинграда"
Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг."
Медаль "20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг."
Медаль "30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг."
Медаль "40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг."
Медаль "50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг."