Архангельский Николай Васильевич

Николай родился 10 апреля 1921 года.(По воспоминаниям тети М.А. Мехоношиной 6 мая 1922г). Родители Коли были
трудолюбивые, ответственные, активные. С
удовольствием участвовали в сельском
драматическом кружке. Нина Петровна, ведя большую общественную работу в не
отапливаемом клубе, сильно простудилась. По воспоминаниям жителей села
Красномыльского, в дальнейшем болезнь перешла в туберкулез. А через 1,5 года
умерла. Коле было 4,5 года, его младшей сестренке 1,5 года (использованы
воспоминания М.А. Мехоношиной, Л.В. Архангельской). После её смерти вся семья Архангельских
прошла тщательное обследование. Все оказались здоровы. На помощь
Василию Алексеевичу в воспитании детей приехала его сестра Римма Алексеевна и
мать Анна Ефимовна. Тяжело было переносить Василию Алексеевичу свое горе в
доме, где все напоминало о смерти жены и матери детей. Василий Алексеевич с
сыном Колей уезжает работать на Волгу. А младшая дочь Лариса осталась у родных
Мехоношиных (использованы воспоминания М.А. Мехоношиной, Л.В. Архангельской,
это же вспоминают жители села Красномыльское).
Через год
Василий Алексеевич возвращается в Шадринск, устраивается в п.Осеево директором
школы. Коле исполнилось 6 лет. Он рос здоровым, любознательным мальчиком. Часто
Коля бывал в гараже. Сначала просто наблюдателем, а потом «помогал рабочим
ремонтировать автомобили», т.е. попросту подавал рабочим тряпки, масленки,
щипцы и пр. (использованы воспоминания М.А. Мехоношиной). Любил смотреть на самолеты и всегда говорил,
что он будет летчиком.В 7 лет Коля
поступил в школу. В этом возрасте любил он мастерить что-нибудь из дерева.
У него был свой детский инструмент и
металлический конструктор по сбору простых
машин. Это было любимое занятие
Коли. Иногда отец брал его с собой на рыбалку (использованы воспоминания М.А.
Мехоношиной).«Коля без
матери - писал Василий Алексеевич,- сильно привязался ко мне и даже целые уроки
просиживал в классе, начиная с 4-х лет. Незаметно для окружающих научился
читать и к шести годам довольно бегло уже читал детские книги.В это время я
купил ему детский конструктор, и он настолько им увлекся, что после 3-4 уроков
со мною собирал из него сложные по конструкции машины.Второе его
увлечение – лыжи. Тогда он учился в третьем Долматовской образцовой школы и первым из
мальчиков решил скатиться с горы под уклон 45 градусов. На моё
раздумье вслух:- Кем-то ты
станешь, Коленька? Я его так называл в детстве, он очень серьёзно
ответил:- Я буду
летчиком.На мое
замечание, что у лётчика должно быть крепкое здоровье и большие знания, мальчик
заявил, что для здоровья будет заниматься спортом, а для знаний – хорошо учиться».В 1932г. Коля
пошел учиться в 3-й класс в Далматовскую школу, куда Василий Алексеевич переведен заведующим
школой. В 1933 году Свердловский Урал ОНО командирует его на работу в школы
Крайнего Севера, куда он уезжает с детьми и сестрой Риммой Алексеевной
(использованы воспоминания Л.В. Архангельской). На Севере Коля
учился в Мужевской средней школе. Увлекался лыжным спортом. Был одним из
организаторов кружка ЮДО, работал старостой кружка (использованы воспоминания
М.А. Мехоношиной). 7 сентября
1935 года. На берегу Оби, запрокинув голову в пушистой шапке-ушанке, стоял в толпе людей паренёк. Он забыл обо
всём на свете и смотрел на большой воздушный шар, который парил высоко в небе.
Шар немного неуклюж, похож на перевёрнутую грушу, но ведь сделан он руками этого паренька, Коли Архангельского, руками
таких же 13-14летних ребятишек, членов кружка юных друзей Осоавиахима при
втором пионерском отряде Шурышкарского района. В какую сторону полетит шар? На
юг или вниз Оби – к холодному Карскому морю? А вот самолёт полетит куда угодно.- Буду
лётчиком,- говорит Коля. - Обязательно
будешь,- отвечает стоящий рядом Иван Сергеевич Ряшин, преподаватель урока труда
в школе. Ему, руководителю кружка ЮДО хорошо известна мечта Коли
Архангельского. Сколько интересного можно вспомнить про Север?
Обь. Спокойная, могучая река. Как любил Коля окунуться в неё летом. С завидным
упорством плавал. Однажды был такой случай. Решил Николай переплыть Малую Обь
туда и обратно. Пронизывающее холодом, сильное течение Оби не могло
противостоять Николаю. Выбиваясь из сил, он продолжал плыть. За ним на лодке
плыла сестра Лариса, тщетно уговаривая сесть в лодку. А он выиграл у Оби,
переплыл ее! После окончания 7-го класса
Мужевской школы, уехал Николай в г. Шадринск. С тех тор он уже беспрерывно жил
у дяди и тети Мехоношиных. Учился в №9 средней школе. По-прежнему интересовался
машинами и самолетами. Увлекался моделированием (использованы воспоминания М.А. Мехоношиной).Николай был
красивый парень. Коренастый крепыш, среднего роста, с густым чубом на голове.В это время в
Шадринске действовал летно-планерский клуб. Николай познакомился с его
начальником И. Рябовым и инструктором Г.
Максаровым. В то время в клубе занимались в основном взрослые молодые люди.
Вступать в клуб Николай пришел с одноклассниками. Николай вместе с Виктором Стадухиным стали курсантами одной из летных групп. Зимой
Николай проложил лыжню на аэродром за деревней Верхняя Полевая, где подружился
с авиатехником и летчиком Масловым, прилетавшим из Челябинска с почтой.«В этот период
Коля, - вспоминает Мария Алексеевна Мехоношина, - посещает кружок планеристов
при клубе ОСОАВИАХИМа, и все вечера, свободные от уроков, проводит там. Летом
участвовал в практических полетах на планере и, наконец, стал самостоятельно
водить его».А вот что
вспоминает Е. Рячина, соученица Николая Васильевича: «Работал Николай в кружке
с радостью. Да разве не счастье было
показать свою поделку после долгих часов усердного труда товарищам и получить
одобрение.Усидчив был
Николай и в школе…Ему нравилась
стройность законов по физике и химии, смелость и остроумие выводов. Были
случаи, когда заходил в тупик по алгебре и геометрии, но не думал сдаваться. Он
решал и решал, обосновывал, доказывал свои решения, формулы знал отлично, а
поэтому быстро ему подчинялись и плюсы и минусы.Хлопотно было
и учителям с ним. Он ни как не мог
сидеть смирно на уроке, если не согласен с чем-то, даже вступал в спор.
Учителя получали от него множество разнообразных вопросов…Был он у нас в
классе как бы необходимым человеком, заводилой. Просто нельзя было представить наш класс, пионерский
отряд без Николая. По силе и ловкости
никто не мог с ним сравниться. Прыгать мог с разбега дальше всех, забираться на
деревьях выше всех».В 1938 году
летно-планерный клуб был закрыт, а планеры были переданы Дому пионеров.
Инструктором назначили – выпускника клуба Николая Букина. Николай вместе с Виктором Стадухиным,
закончившие к этому времени обучение, стали общественными инструкторами. После
окончания учебы и сдачи зачетных полетов Николай получил звание
пилота-планериста класса «Б» (использованы воспоминания Анатолия Галюкова).Вступив в
члены кружка ОСОАВИАХИМА, Николай проводит там все вечера, всё свое свободное
время от уроков. В каникулы участвовал в практических полетах на планере
(использованы воспоминания М.А. Мехоношиной).Закончив 9-й
класс средней школы, Николай уезжает в Челябинск – учиться в планерной школе
(По воспоминаниям Галюкова А.И., в Челябинске
в то время был Аэроклуб, а не планерная школа.) В 1939 году Николай вместе со
своими тремя одноклассниками (среди них
и Галюков А.И) поступили в Челябинский аэроклуб для обучения летному делу без
отрыва от производства. Работал на Челябинском тракторном заводе. Николай попал
в цех шассе, токарем – оператором, где обслуживал 12 станков- автоматов. Днем
работал, а вечера проводил за занятиями в клубе. Лето проводил в полетах на
аэродроме. Школу закончил с отличием и в числе пяти лучших в 1941 (по словам
М.А, Мехоношиной, по словам А.И.Галюкова
- 1940г) был командирован в Оренбургское летное училище (использованы
воспоминания Анатолия Галюкова и М.А, Мехоношиной).В 1942г.,
окончив летное училище, Николай в звании младшего лейтенанта (Галюков А.И. – сержанта)
был направлен на фронт. Перед отъездом на фронт Николай 5 дней провёл в
Шадринске в семье Мехоношиных. С отцом с
1940г. не встречался (использованы воспоминания М.А, Мехоношиной).Лётчик Николай
Архангельский, уроженец села Красномыльское Шадринского района, прибыл на
Юго-Западный фронт в 57-й бомбардировочный полк в конце июня 1942 года.Зимой 1942
года полк укомплектовывался лётным составом и с 28 апреля по 25 мая переучился
на бомбардировщик Б-3 в 113 запасом авиационном полку в г. Кировобаде. Закончив
переучивание, полк в составе двух эскадрилий перелетел на аэродром Морозовская,
где вошел в состав 221 бад. И с 24 июня начал интенсивные боевые действия в
оборонительной операции Юго-Западного фронта в составе 8 воздушной армии, а
затем в Сталинградском оборонительном сражении.Анализ
архивных материалов Министерства обороны СССР (Приложение 6) позволяет
сделать вывод, что именно в этот период
Н.В.Архангельский прибыл в 57 бомбардировочный авиационный полк и началмвыполнять
боевые вылеты на фронтах Отечественной войны.Его боевой
путь изобилует примерами мужества, отваги, героических подвигов. Так, например:10 июля 1942
года при выполнении задания на разведке
опорного пункта противника в районе Россошь, экипаж попал в зону зенитного огня
противника. Прямым попаданием подожжён левый мотор. Лейтенант Архангельский на
одном моторе, объятый пламенем, сделал фотографии цели и только после этого
ушёл на свою территорию. Над
линией фронта его атакавали два «Ме – 109». На второй атаке вышел из строя правый
мотор. Умелым маневром и точным огнем, экипаж сбил одного истребителя, погасив
пожар, Архангельский посадил самолет на своей территории. С
24 июня по 27 июля полк бомбардировочными и штурмовыми ударами содействовал
отходу наших войск за р. Оскол, р. Дон и к Сталинграду.Боевые действия полка высоко были
оценены командованием 8 воздушной армии, 21 армии и командованием Юго –
Западного фронта. Приказом
командующего 8 воздушной армии № 08 от 1 августа 1942 года была объявлена
благодарность всему личному составу полка за успешную боевую работу.Военный Совет
21 армии в телеграмме передавал: «За отличные боевые действия по мотомехчастям
противника в период с 28 по 30 июня 1942 года всему летному составу объявляем
благодарность.» Приказом
войскам Сталинградского фронта №9н от 9 августа 1942 года и приказом войскам
Юго – Западного фронта №12н за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом доблесть и мужество 65
человек летного и технического состава были награждены орденами и медалями.
Среди них орденом Красной Звезды награжден Николай Васильевич Архангельский.С 1 августа
1942 года 57 бап вместе с 221 бад был выведен в резерв Верховного
Главнокомандующего и перелетел семью самолетами на аэродром Тамбов. В период с 1 октября до 15 октября самолёты
полка по-эскадрильно были перевооружены на заводе при центральном аэродроме в
Москве с американских пулемётов калибра 7,6 мм. на советские крупнокалиберные пулемёты
и бомбардировочные прицелы.В Тамбове Н.В.
Архангельский в составе полка совершенствовался в полётах в сложных
метеоусловиях и ночное время и к ноябрю был полностью готов к боевым действиям. 8 декабря 1942 года в сложных
метеоусловиях при сплошной облачности с высотой нижней кромки 200-400м и
видимости 2-3км, экипажи полка дважды наносили удары по 300 немецким самолётам
на аэродроме Тацинская. Экипаж Н.В. Архангельского,
как и другие экипажи, несмотря на ураганный зенитный огонь, самостоятельно
прорывался к цели и бомбардировал самолеты. В результате удара полка было
уничтожено 20 самолётов противника.В этот период
Н.В.Архангельский более 70 раз летал на
разведку аэродромов и резервов противника. В 25 боевых вылетах экипаж вёл
воздушные бои с истребителями противника и благодаря тактическому мастерству,
находчивости, дерзости и смелости выходил победителем или уходил от
преследования и всегда добывал необходимые разведданные. Неоднократно
по разведданным, переданным
экипажем Н.В. Архангельского в штаб, 221бад организовывал нанесение бомбардировочных ударов
по аэродромам противника. За мужество и
настойчивость при выполнении боевых задач 75 человек личного состава 57 бап
были награждены орденами и медалями.Приказом ЮЗФ
№0183 25 января 1943 года Н.В. Архангельский награжден орденом «Красное Знамя».2 февраля 1943 года, выполняя задание по разведке
армейского тыла, экипаж Н.В. Архангельского подвергся атаке 2 самолётов
«Ме-109» и «Ме-110». Разбив большую группировку противника в районе Артёмовска,
Архангельский впервые доказал тактическое превосходство самолёта «Бостон-3»
уходя от истребителей с набором высоты. Действуя в исключительно сложных метеоусловиях
днем, часто без прикрытия
истребителей, полк за этот период произвёл 557 успешных боевых вылетов,
из них 120 вылетов одиночными самолётами «охотниками».Часто в роли «охотника» выступал
и экипаж Н.В. Архангельского. Один он уходит с родного аэродрома в расположение
вражеских войск. На одного себя принимает атаки «Мессершмитов» и огонь зенитных
батарей, прикрывающих объекты разведки.
Только от воли, мужества и умения лётчика зависят выполнение задания и жизнь
членов экипажа, с чем успешно справляется Николай Васильевич. 21 марта 1943 года приказом №17 награжден
орденом «Отечественная война» 2-й степени.1 июня 1943
года полк в составе 221 бад 6 смешанного авиационного корпуса перелетел на
аэродром Борки и вошел в 16 воздушную армию Центрального фронта.С 5 по 15 июня
1943 года полк участвовал в отражении наступления танковых и
мотомеханизированных частей противника с орловского направления на Курск. С
1 июня 1943 года Николай Васильевич произвел 106 боевых вылетов, из них 44
боевых вылетов на разведку, проявляя при этом доблесть, мужество и героизм.15 июня 1943
года Президентом США награжден медалью «За боевые заслуги».Во время июльских боёв 1943 года Архангельский вывел
своё звено на цель и с высоты 1600 метров бомбил
скопление вражеских танков, уничтожив 19 машин. В другой раз его звено уничтожило 20 танков. 2
августа 1943 года в составе группы бомбардируя скопления эшелонов и живую силу
противника на ж.д. станции Нарышкино группа встретила 6 Ю-87 под прикрытием 12
ФВ-190 возвращающихся с бомбардирования наших боевых порядков. Маневрируя, от
атак истребителя огнем своих пулеметов лично сбил один Ю-87, что подтверждено
истребителями сопровождения. Доказал, что самолет Бостон успешно может вести
воздушный бой. И получил благодарность от командования части. Приказом
по 57 бап от 6 августа 1943 года занесены в книгу героев части майор Г.В.
Осипов, капитан Ф.Е. Желонкин, капитан П.П. Рябов и лейтенант Н.В.
Архангельский. В
период с 10 сентября 1943 года по 1
февраля 1944 года полк меткими бомбардировочными ударами и воздушной разведкой
содействовал успешному наступлению войск 1 Белорусского и Калинковической
наступательных операциях, форсировании рек Днепр, Сож и овладению городами
Гомель, Лоев, Речица и Калинковичи. 4
декабря 1943 года проводя разведку резервов немецких войск Архангельский выявил
интенсивное движение на ж.д. дорогах ведущих к Бобруйску. По радио, сообщив
разведданные командованию, он снизился и на бреющем полёте с нескольких заходов
атаковал колонны противника, а также станцию Бобруйск. Были уничтожены 8
вагонов и 4 автомашины, до 10 подвод с боеприпасами и до 40 человек живой силы. Лейтенант
Архангельский и его боевые товарищи 6 января 1944г. нанесли бомбардировочные
удары по 8 эшелонами на ж.д. станции Жидкович, а через несколько дней нанесли
повторный удар по этой станции экипажами «охотниками». А через
несколько дней 14 января 1944г Николай Васильевич в разведывательном полёте
ж.д. станцию Лунинец преодолел сопротивление 4 батарей зенитной артиллерии
противника и сфотографировал до 9 эшелонов под разгрузкой, склады с горючим и
боеприпасами. Пять заходов произвел для фотографирования цели прикрытой сильным
огнем ЗА (зенитная артиллерия). Только
воля мужество и героизм победили врага, станция снабжения была вскрыта
фотоснимками с №22 по №39. На
следующий день 15 января 1944 года при бомбардировке станции Старушки летчики
вступили в бой с десятью ФВ-190. Огнем пулеметов Архангельский отбил 7 атак
фашистских истребителей, точно нанес удар и сфотографировал цель. 30
января в разведывательном полете на ж.д. станции Житковичи несмотря на сильное
противодействие 3-х батарей ЗА и атаки истребителей противника, Н.В.
Архангельский задание выполнил успешно, обнаружив склад с горючим, боеприпасами
и скопление до 7-ми эшелонов под выгрузкой. В
феврале 1944 года полк принимал активное участие в овладении г. Рогачевым. 22
февраля 1944 года Н.В. Архангельский в составе группы уничтожил на ж.д. станции
Тощица до 15-ти вагонов с различными боеприпасами, бомбардируя поджог эшелон
противника. Эффективность
боевой работы с июня 1943 года по март месяц 1944 года подтверждена
фотоснимками № 67, 125, 127, 131, 132, 138, 140, 289, 290, 313, 318, 333, 349,
351, 26, 4, 31, 38, 50. Эффективность 35 боевых вылетов подтверждается
рапортами экипажей. 29
марта 1944 года командир звена лейтенант Н.В. Архангельский и его боевые
товарищи с высоты 1500 м.
нанесли удар по артиллерии и живой силе противника на северной окраине
Волковичи. Над целью группа была атакована 12 истребителями ФВ-190. Атаки истребителей следовали одна за другой
на наши самолеты. С большими потерями экипажи сумели добраться до своего
аэродрома вернулся и экипаж Николая Васильнвича. В
апреле 1944 года Николай Архангельский был направлен в Сибирь за новым
самолётом. Возвращаясь обратно, Николай Васильевич пролетал над родными
местами. Под крылом появился Шадринск, где прошла его юность, деревня Осеево, где он переступал порог школы.
Впереди по курсу видно село Красномыльское. Летчик на бреющем полете прошел над
Шадринском . И пролетая над домом Мехоношиной Марии Алексеевны, сбросил вымпел.
Он попал к соседям в огород. Поплакала Мария Алексеевна, когда соседи принесли
ей письмо, доставленное таким необычным образом: был так близко и не свиделись.
Но как говорится: небыло бы счастья, да несчастье помогло… Под Свердловском
началась снежная буря и самолет посадили где-то на одном из аэродромов. Ночью
на 1 мая Николай прибыл в город Шадринск к Мехоношиным. Долго не могла насмотреться
Мария Алексеевна на него, для которой Николай стал после смерти матери как
родной сын. За день в Шадринске Николай побывал на демонстрации, зашел в
девятую школу, горком комсомола. Вечером присутствовал на собрании молодежи
города. А ночью распрощался с родными и уехал. И
снова война… В
период с 17 июня по 27 июля 1944 года полк обеспечивал прорыв укрепленной
обороны противника на Коверльском направлении, взятие городов Хелм, Люблин и
наступление войск фронта на рубеж р. Висла. 20
июля 1944 года 10 бомбардировщиков в колонне из 2-х пятёрок разрушили переправу
через р. Зап. Бур в районе г. Грабув, а затем снизились на бреющий полет и
штурмовали из пушек и пулеметов скопление войск и боевой техники, уничтожив 5
автомашин и 5 конных повозок. Архангельский снайперским ударом уничтожил 2
переправы. В
этот же день вечером эта же группа бомбовым ударом разрушила переправу через реку Зап. Бур у Словатыче. Лейтенант Архангельский уничтожил третью переправу
противника. За
успешное разрушение переправ всему летному составу, участвовавшему в этих двух
ударах, была объявлена благодарность командиром 6 смешанного авиационного
корпуса полковника Борисенко. 22
июля 1944 года бомбардируя в составе
группы скопления ж.д. эшелонов отходящего противника на ж.д. станции Травника
уничтожили свыше 25-ти ж.д. вагонов. Эффективность бомбовых ударов с 20 июля
1944 года по 26 июля 1944 года подтверждается фотоснимками № Б-6, Б-9, Б-24,
Б-25, Б-27. Заслуги
Архангельского высоко оценили:«За отличное выполнение боевых
заданий командования достоин высшей Правительственной награды – присвоения
звания «Героя Советского Союза», с вручением «Ордена Ленина» и медали «Золотая
Звезда».Командир эскадрильи 57
БАКП капитан Абазадзе. Достоин
высшей Правительственной награды – присвоения звания «Героя Советского Союза» с
вручением «Ордена Ленина» и медали «Золотая звезда».Командир 57 бомбардировочного
авиационного Калинковичского полкамайор – Иванцов10 августа 1944г. Достоин высшей Правительственной
награды – присвоения звания «Героя Советского Союза» с вручением «Ордена
Ленина» и медали «Золотая звезда».Командир 221 бомбардировочной
Авиационной Бахмачской дивизииполковник – Бузылев11 августа 1944г. Достоин высшей Правительственной
награды звания «Героя Советского Союза»
с вручением «Ордена Ленина» и медали «Золотая звезда», за произведение 210
успешных боевых вылетов на фронтах Отечественной войны.Командир 6 смешанного
авиакорпусаполковник – Борисенко12 августа 1944г. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КОМАНДУЮЩЕГО 16 ВОЗДУШНОЙ АРМИИ ДОСТОИН
высшей Правительственной награды – присвоения звания «Герой Советского Союза».Командир 16 Воздушной
Армии Генерал – полковник
авиации – Руденко. 12 августа 1944 года. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВОЕННОГО СОВЕТА ФРОНТА ДОСТОИН
высшей Правительственной награды – присвоения звания «Герой Советского Союза».Командующий Войсками 1 Белорусского фронтаМаршал Советского Союза
– Рокосовский.Член Военного Совета 1Белорусского фронтаГенерал – лейтенант
Телегин. 22 августа 1944 года. 26
октября 1944 года заместителю командира эскадрильи старшему лейтенанту Н.В.
Архангельскому присвоено «Героя Советского Союза» с вручением «Ордена Ленина» и
медали «Золотая звезда».Указ от 26.10. 1944 г.Основание оп. 793756
д.з. листы 94-95. 14 января 1945 года 57 полк был переведён на выполнение боевых действий в
Варшавско – Познанской наступательной
операции. Полк содействовал прорыву сильно укреплённой оборонительной полосы на
р. Висла. Действуя
в сложных метеоусловиях при сплошной низкой облачности и обледенении и при
сильном противодействии зенитной артиллерии и истребителей противника. Лётный
состав проявлял мужество, доблесть,
настойчивость, героизм. 14
января группа, состоящая из 14 бомбардировщиков, не смогла прорваться к цели
из-за низкой облачности и обледенения. На
разведку был послан экипаж Героя Советского Союза старшего лейтенанта
Н.В. Архангельского со штурманом младшим лейтенантом И.К. Пономарёвым, стрелком
радистом старшим сержантом Г.П. Якименко и воздушным стрелком сержантом И.И.
Аксеновичем. Экипаж произвёл разведку, но на обратном маршруте из-за сильного
обледенения на малой высоте самолёт потерял устойчивость, врезался в землю и
взорвался на подвешеных бомбах. При этом погиб весь экипаж.