Московская битва

Вероника Беришева. Похоронка

24.09.2021 г.

Одной из целей Бессмертного полка России является сохранение памяти о том героическом поколении, что спасло мир от нацизма. И особенно важно, чтобы осознание подвига советского солдата, нашей страны, всего нашего народа заронило семена патриотизма в души молодых людей - тех, кому хранить и преумножать славу нашей страны после нас. Свидетельством того, что наши труды не были напрасны, упали на благодатную почву является письмо Вероники Беришевой из Волгограда, пришедшее на нашу полковую почту. Вот что написала эта 16-летняя девушка:

«Верно, все в нашей жизни к чему-то ведет. Меня, например, маленькое, незначительное событие привело к большим переменам в сознании и к ноутбуку, на котором набирается вот этот самый текст.

Я тогда была еще совсем-совсем маленькой. Мне, может, год пятый шел, когда мои родственники нашли это место – братскую могилу, на которой похоронен человек, останки которого мы искали почти семьдесят лет! И нашли благодаря интернет-источникам, что не удивительно в наш с вами век информации. Впрочем, здесь важен не процесс, а результат – тогда еще не очень красивая, обшарпанная калитка пропустила нас в самое сердце поселка Самофаловка Волгоградской области – место захоронения бойцов Великой Отечественной. Мне там абсолютно не нравилось – как-то пусто и скучно, и, как вы понимаете, совсем не интересно. Я бы и не вспомнила обо всем этом, что вы, и даже не попросила бы никого рассказать подробнее, если бы не один скан желтой, сыпучей бумажки. Похоронка.

Находка эта потрясла меня – откуда? Чья? Почему здесь? Так как человек я не авантюрный от природы, решение «развязать детективную историю» было отметено тут же. Что я сделала? Спросила напрямую, конечно: «Мам, что это?»

Моя мама – женщина совершенно прекрасная, впрочем, большинство из нас именно так о матерях и думает – не поскупилась на время и рассказала мне историю замечательнейшую, пусть и грустную. Моего прапрадеда Ткаченко Дениса Федоровича в сорок первом году забрали на фронт - «Родину от гадины нацистской защищать». Денис Федорович погиб в 1942 году. Жене, получившей в ходе войны обморожение ног и пережившей ампутацию части стопы в домашних условиях, без наркоза, прислали, как и полагается, «черный» треугольник: «Ткаченко Денис Федорович… погиб… Ст. Градская».

«Ст. Градская» - совсем не «Станция «Градская»», не «Стационар на Градской» и, тем более, не «Стройка «Градская»». Ничего из этого не подходит, а ведь именно такие запросы мои предки пытались отправлять куда-либо, именно «Градскую» они искали! Ответ прост – «Сталинградская область». Кто бы мог подумать! И суть даже не в ошибке и неумелом сокращении, ведь в итоге все равно могила найдена, а во времени и… самой бумажке. Желтая и потрепанная, она хранится у нас дома. Она напоминает о горе людском. Она -  неоспоримое доказательство жестокости минувших, но не забытых дней. Невзрачная, хрупкая и мятая, похоронка остается для моей семьи реликвией. Загадкой, пусть и разгаданной, но казавшейся такой неразрешимой, что отчаяние пробирало до костей не одно поколение. И вот я – тот маленький человек, который не был там, на войне, в окопах, в госпиталях, не был во вражеском тылу, начинаю проникаться прошлым. Пытаюсь понять, каково это. Пытаюсь сохранить историю для тех, кто будет после меня, как сохраняли ее те, кто был до. Я чувствую ответственность – такую несвойственную мне, если быть честной! Наше семейное сокровище – не бриллиант, не золото, не медаль. Это просто маленький листочек бумаги. Но нет ничего дороже ее, ведь в ней – вечная память, вечная скорбь и отвага. Разве это – не высшая ценность человечества»?

Вот такое письмо. И когда нас спрашивают про нашу молодежь, что дает ей наша работа, нам хочется показать вот такое письмо. Письмо достаточно юной девушки, которая, тем не менее, уже поняла в этой жизни главное.

То, что и делает человека человеком.