Московская битва

«ПОРОХ» (1985)

В рубрике «Военное кино» мы постараемся ещё раз напомнить о малоизвестных фильмах советского и российского производства, посвящённых подвигу народа в Великой Отечественной войне. Фильмах, на которых воспитывалось несколько поколений наших бабушек и дедушек, пап и мам. Фильмах, ставших нашей историей. Нашим «золотым запасом» на все времена.

За 15 лет до знаменитого спилберговского шедевра «Спасение рядового Райана», получившего 5 «Оскаров» и открывшего, как считается, новую эру в показе войны в кино, по советским экранам совершенно незамеченным, собравшим всего один миллион зрителей, прошёл фильм Виктора Аристова «Порох», обставивший высокобюджетного «Райана» по всем статьям.

Сюжет картины укладывается в несколько слов. В начале сентября 1941 года в ещё не привыкшем к блокадным будням Ленинграде на заводах не оказалось обыкновенного пороха. И сухарь по жизни инженер Никонов, от которого даже жена сбежала, собрав с мира по нитке команду из профессоров и контуженных, сходит в ад, каким при полном господстве немецкой авиации тогда был Кронштадт, чтобы, как всегда у нас, на разрыв аорты выполнить задание и при этом немножко научиться любить людей, которых, быть может, через минуту уже не будет в живых. При этом «Порох» потрясает какой-то монументальной правдивостью, посильной, казалось, одному лишь Алексею Герману, у которого Аристов работал помощником по подбору актёров. Кажется, что смотришь документальные съёмки, где люди в кадре и живут повзаправдашнему, мучаясь от личных проблем и транжиря время на бестолковые разговоры, и умирают по-настоящему, нелепо и буднично, как это всегда бывает на войне. Вот только смерть их ничуть не напрасна. И своей гибелью на 20-й день блокады они помогли всем остальным продержаться и другие 850 этих бесконечно тяжёлых дней.

В отличие от Спилберга, получившего за своего «Рядового Райана» 5 «Оскаров», Виктор Аристов был удостоен лишь одной награды – на фестивале «Молодое кино Ленинграда». Через несколько лет в перестроечном угаре он поставит тяжелейший психотриллер «Сатана» и возьмёт второй по значению приз Берлинского кинофестиваля, а потом, во время съёмок «Дождей в океане» по роману Александра Беляева «Остров погибших кораблей», устав бороться с жадностью продюсеров, умрёт от остановки сердца.

А великий актёр Беляев, снимется потом ещё в 95 фильмах, но в историю кино войдёт ролью инженера Никонова. За неё в 1989 году Юрий Викторович получит премию советских профсоюзов. Которая, в данном конкретном случае, дороже любого «Оскара».