Московская битва

«НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ» (1975)

В рубрике «Военное кино» мы постараемся ещё раз напомнить о малоизвестных фильмах советского и российского производства, посвящённых подвигу народа в Великой Отечественной войне. Фильмах, ставших нашей историей.  

Безусловный шедевр советского кино, снятый выдающимся театральным режиссёром Петром Фоменко для Ленинградского телевидения к 30-летию Победы посвящён «братьям и сёстрам милосердия» - медперсоналу санитарного поезда, колесившему от фронта в тыл и обратно все четыре военных года. Такие «госпитали на колёсах» не подпускали близко к передовой, и потому война здесь показана не через боевые действия, а через искорёженные судьбы и страдания за своих близких. Но война заставляет и проявлять лучшие стороны человеческого характера, невидимые в мирной жизни. И потому это не только страшное, но и «святое время», как назвал его комиссар поезда Данилов. И всю оставшуюся после войны жизнь люди будут помнить, что, оказывается, в каждом человеке, кроме совсем уж отъявленных трусов и подлецов, живёт герой. И для этого не надо совершать каких-то неимоверных подвигов. Надо просто оставаться людьми, которым ничего людское не чуждо, в том числе любить и быть любимыми. Даже если война.

Талант режиссёра превратил бытописательскую повесть Веры Пановой, которая сама в конце войны провела 4 месяца рабкором в санитарном составе, в созвездие актёрских работ. Поразительна в роли Леночки Огородниковой Таисия Калинченко, первая исполнительница популярнейшей песни «Золушка». Бесподобны Михаил Данилов в роли «форменного обалдуя» доктора Супругова и Людмила Аринина, сыгравшая безнадёжно в него влюблённую старшую медсестру Юлию Дмитриевну. Подтверждают свой класс звезда комедии Эльдара Рязанова «Девушка без адреса» Светлана Карпинская и некогда популярнейший Глеб Стриженов. Урок актёрского мастерства в своём эпизоде дает Валерий Золотухин. Свои лучшие роли сыграли Эрнст Романов, в 39 лет перевоплотившись в 70-летнего доктора Белова, и рано ушедший Александр Эйбоженко – незабываемый «комиссар Данилов».

На Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов в Тбилиси в 1976 году картине не дали главный приз, потому что в ней, как сказали Петру Фоменко, «мало оптимизма». Действительно, в финале фильма, когда бои идут уже в Берлине и поезд расформирован, выясняется, что Огородникову бросил муж, , которого она ждала все войну - ее любимый «Даня, Данечка, Данюша», у доктора Белова погибла семья в Ленинграде, а у доктора Супругова с Юлией Дмитриевной, похоже, ничего не получится. Видимо, высокие телевизионные начальники забыли, что такое тоже случалось. Даже если и не война.