Московская битва

ГЕРОИ НЕГРОМКИХ ПРОФЕССИЙ. Аэростатчик

Аэростаты заграждения можно сравнить с морскими якорными минами. Они тоже были заякорены и плавали - правда, не в воде, а в воздухе, ожидая, когда враг сам на них наткнется. Ведь для точного поражения цели бомбардировщикам приходилось лететь невысоко. Так и цель лучше видно, и бомбу направить проще. А на самой удобной для бомбометания высоте - целый лес этих самых аэростатов. Вот и приходилось летчикам выбирать - либо подниматься высоко и бомбить как попало, либо пытаться отбомбиться прицельно, но при этом рисковать зацепиться за аэростат или его трос и погибнуть - когда самолет в воздухе с чем-то сталкивается, хорошего от этого мало. Для верности на каждый аэростатный трос вешали мину. Когда самолет сталкивался с тросом, мина съезжала к крылу и взрывалась.

В США перед началом Второй мировой войны частей аэростатов заграждения вообще не было. 6 декабря 1941 года японский агент в Перл-Харборе удивлялся, что здесь нет ни одного аэростата заграждения. На следующий день неожиданным ударом на предельно малой высоте японских торпедоносцев и бомбардировщиков был фактически уничтожен Тихоокеанский флот США. Все военные аналитики сошлись во мнении: если бы база Перл-Харбор была бы прикрыта хотя бы двумя эскадрильями аэростатов, Америке удалось бы избежать «национального позора».

В Советском Союзе к началу Великой Отечественной войны в соединениях ПВО имелось 6 полков аэростатов заграждения и 10 отдельных дивизионов. Для защиты Москвы одновременно в воздух поднималось 300 аэростатов. С конца августа 1941 года до окончания битвы за Москву не менее 120 немецких самолетов были порезаны аэростатными тросами и, таким образом, сбиты. Еще 35 самолетов были уничтожены подвешенными к аэростатам минами.

Также активно применялись аэростаты артиллерийского наблюдения. Всего за время войны полками и дивизионами аэростатов наблюдения произведено почти 20 тысяч подъемов, разведано 4617 артбатарей, 155 танковых колонн, 506 скоплений пехоты. В результате 2696 корректировок уничтожено и подавлено 1716 артбатарей, рассеяно и частично уничтожено 103 скопления вражеской пехоты и танков.

Профессия аэростатчика была достаточно опасной. Многие красноармейцы аэростатных постов пытались спасти сорвавшиеся с земли в небо аэростаты, цепляясь за стальной трос и, ежесекундно рискуя разбиться, улетали вместе с ними в небо. А еще немцы выделяли самолеты специально для борьбы с аэростатами. Не однажды аэростатчики горели в воздухе, когда содержимое прошитой очередями оболочки - водород – вспыхивало факелом. За годы войны противником было сожжено в воздухе 110 наших аэростатов наблюдения.

Поручали аэростатчикам и не совсем обычные задачи. Когда враг подошел к Ленинграду, в целях маскировки на Адмиралтейский шпиль решено было надеть огромный брезентовый чехол. Несмотря на сильный ветер, поднявшийся в воздух на аэростате капитан Судаков разобрал чехол и набросил его на шпиль, после чего закрепил для альпинистов на вершине блок с канатом. А летом 1942 года Судаков продемонстрировал полет и посадку на аэростате-прыгуне. Таким способом предполагалось перебрасывать через линию фронта партизан. К сожалению, идея не нашла поддержки.

А капитан Судаков, став командиром отряда воздухоплавательного дивизиона аэростатов артиллерийского наблюдения продолжил личным примером руководить подчиненными и был награжден орденом Александра Невского и орденами Отечественной войны I и II степени.

Аэростатчик - одна из «незнаменитых» военных профессий, без которой путь к нашей общей Победе был бы значительно дольше.

 

На фото: подготовка аэростата к полету (заправка водородом), 2-й полк аэростатов-заграждений, г. Москва.