Герои негромких профессий. Дефектовщик

Приказом войскам Первой воздушной армии от 23 июня 1945 года медалью «За боевые заслуги» была награждена Комова Дарья Григорьевна, 1922 года рождения, дефектовщица самолетного цеха подвижных авиамастерских за то, что с января 1945 года продефектировала 80 самолетов, выполнив план на 200%.

Понятно, что дефектовщики должны были выявлять дефекты деталей и узлов самолетов и уметь определять способ их ремонта, включая авиадвигатели и системы вооружения. Однако кроме того, они должны были разбираться в антикоррозийных покрытиях, знать основы теории и области применения магнитного, токовихревого, ультразвукового и жидкостного контроля, а также основы радиолокации, радиотехники, электротехники и механики! 

Известно, что в современном самолете от 3 до 9 миллионов разных деталей. Основных узлов и деталей, которые невозможно или ненужно разбирать около 9 тысяч. Но даже с учетом того, что во времена Второй мировой войны их было на порядок или на два меньше, цифра все равно выходит немалая.

К примеру, как докладывал Сталину начальник Главного управления Воеенно-воздушных сил Красной Армии генерал-майор Жигарев в мае 1941 года, на самолетах ЛАГГ-3 часто ломались вилки качалок управления элеронами, вильчатые болты тяги руля глубины, текли гидросистемы уборки и выпуска шасси и штуцера бензопомпы, и бывали случаи прострела винтов самолета по причине нарушения регулировки синхронных пулеметов и расконтрирования рычага тяги коромысла синхронизатора. И это все тоже должен был знать и предусмотреть дефектовщик!

Дефектовщик - одна из «незнаменитых» военных профессий, без которой путь к нашей общей Победе был бы значительно дольше.