Московская битва

ВОЕННОЕ КИНО. "Убить Сталина" (2013)

07.02.2023 г.

«Осенью 1941 года войска германского рейха вплотную подошли к Москве. Ежедневно в столицу забрасывались десятки диверсионных групп» - таким утверждением начинается этот весьма умело, пусть и с ляпами, сконструированный сериал, посвященный подготовке покушения на товарища Сталина, которое славные бойцы госбезопасности во главе с капитаном Бережным – и это одна из лучших ролей Александра Домогарова – сумели предотвратить, несмотря на всю хитроумность агента абвера Хесса, роль которого, поднаторев в легендарной «Ликвидации» играть замаскированных злодеев, исполнил Михаил Пореченков. Восемь серий агенты абвера, ничуть не прячась, шлялись по осенней Москве 1941 года, обводя вокруг носа все НКВД во главе с наркомом Берия, пока не нашли свой бесславный конец в день парада на Красной площади.

Одна беда – не было в действительности никаких «десятков диверсионных групп». Ни в Москве, ни где-либо еще. Потому что нет следов работы этих диверсантов. За прошедшие десятилетия чуть ли не в каждом регионе ветераны органов госбезопасности опубликовали мемуары о своей работе в годы Великой Отечественной войны, и сколь бы им не хотелось отрапортовать о поимке опасных шпионов, совершивших взрывы, крушения и убийства в тылу советских войск, но все пишут, что если и были засланные парашютисты, то, как правило, они были пойманы практически еще в небе, а если и случались аварии, то таких случаев за время войны были считанные единицы. И то причина скорее крылась в обычном разгильдяйстве или нелепой случайности, чем во вражеских кознях. Да и единственный сколько-нибудь задокументированный случай покушения майора Таврина на Сталина в 1944 году - и тот сомнителен, поскольку, как доказал в своем блестящем исследовании ветеран спецподразделения «Альфа» подполковник Игорь Ландер, сам Таврин являлся двойным или даже тройным агентом, засланным в немецкий тыл тем же товарищем Берия. Так что и это покушение, скорее всего, являлось инсценировкой и возможностью заработать себе лишние звездочки на погонах. Да что там долго говорить, если даже такая известная немецкая спецслужба времен Второй мировой войны как «Иностранные армии Востока», которую тогда возглавлял будущий шеф западногерманской разведки Гелен, всю войну пользовалась шифровками, получаемыми из СССР от агента «Макса», которого просто выдумали для выкачивания из немцев денег русские эмигранты в Софии! А ведь в иные месяцы 1943-1944 годов до 80% информации, которой Гелен снабжал немецкий генеральный штаб, была списана с газет, услышана по радио или просто высосана из пальца гениальными авантюристами. И это говорит только об одном - не было у немецкой разведки ни шпионов в Кремле, ни разветвленной разведсети, ни удачливых одиночек-диверсантов. Уже в 1942 году Гитлер признался финскому маршалу Маннергейму, что если бы он знал, сколько танков состоит на вооружении Красной Армии, то он войну может и не начал бы. Но он не знал. Ни о Т-34, который потом признают лучшим танком Второй мировой войны, ни о советских самолетах, во многом превосходящих немецкие, ни о знаменитых «Катюшах», появление которых на фронте было полной неожиданностью для немцев. Да, советская разведка тоже далеко не продвинулась во внедрении агентов в органы управления Третьего Рейха, и лучшие из наших разведчиков числились на второразрядных должностях в Министерстве авиации Германии или гестапо, но у абвера не было даже таких успехов.

Просто в Советском Союзе смогли так построить работу органов госбезопасности, что шпионов выявляли очень быстро. Какими средствами это было достигнуто - другой вопрос. Как говорил товарищ Берия в сериале «Убить Сталина»: «Немцы не любят жертвовать людьми. Поэтому войну выиграем мы».

И ведь выиграли же.