Московская битва

ГЕРОИ НЕГРОМКИХ ПРОФЕССИЙ. Военные биологи.

03.04.2020 г.

В «Перечне военно-учетных специальностей Рабоче-крестьянской Красной Армии», утвержденном в 1937 году была специальность «вожатый служебных собак». А этого человека с полным правом можно было бы назвать «вожатым служебных мышей». По информации Джеймса Лукаса, автора книги «Война на Восточном фронте» - это преподаватель Смоленского университета, доктор биологических наук Игорь Коваленко.

В самом начале войны Коваленко предложил бороться с танками с помощью мышей, объясняя это тем, что мыши способны проникать и перегрызать электропроводку внутри машин. Ситуация облегчалась тем, что немецкие танки практические всегда маскировались в окопах. Их засыпали соломой и при этом держали прогретыми, а мыши предпочитали заселяться туда, где тепло, то есть в танки, где они грызли всё, что попадалось на глаза. Особенно электропроводку, которую они умудрялись съедать начисто, не прикасаясь к самим проводам. К тому же мыши умудрялись проникать в отверстия, которые были в 4 раза меньше, чем диаметр их собственного тела. В апреле 1942 года тихоходные самолеты По-2 сбросили на одном из фронтов над немецкими позициями на парашютах ящики с выведенными в лаборатории мышами - конструкция коробки позволяла ящикам раскрываться от удара об землю. В октябре 1942 года подобная операция была осуществлена на Сталинградском фронте. И оказалось, что только в 204 танковом полку 22 танковой дивизии 48 танкового корпуса вермахта, дислоцированном в донских степях, из 104 танков 62 машины в решающий день советского наступления 19 ноября не смогли завестись. Потому что мыши съели проводку!

Кроме того, возможно был случай использования мышей в качестве «биологической бомбы» против врага. Дело в том, что полевки являются переносчиками туляремии - неприятного заболевания, характеризующегося высокой температурой и слабостью. Если верить одному из руководителей советской программы по созданию бактериологического оружия Канатжан Алибеков, летом 1942 года на южном участке Сталинградского фронта против наступающих немецких войск было применено бактериологическое оружие: «В 1941 году в Советском Союзе было зарегистрировано десять тысяч случаев заболевания туляремией. А в год Сталинградской битвы количество заболевших перевалило за сто тысяч. Однако уже к 1943 году оно снова снизилось до десяти тысяч. Единственное объяснение этому - внезапное распыление большого количества микробов туляремии, которое и вызвало эпидемию в немецких воинских частях»..

Почему именно туляремия? Во-первых, от туляремии не умирают, обычно эта болезнь не смертельна. Однако человек, заболевший туляремией, никаких боевых действий вести не может, настолько он ослаблен. Во-вторых, человек от человека заразиться не может. Поэтому нельзя сказать, что Советский Союз применял биологическое оружие, хотя бацилл чумы и прочих страшных инфекций тоже было накоплено достаточно и в случае если бы Германия применила ядовитые газы, как она это неоднократно делала в годы Первой мировой войны, удар бы последовал незамедлительно. И, в-третьих, в СССР, в отличие от Германии, существовали противотуляремийные вакцины Гайского и Эльберта, которые в течении короткого срока вырабатывали у человека 100%-ный иммунитет против туляремии. Так что для советские солдаты от заражения туляремией были надежно защищены.

Биолог - одна из «незнаменитых» военных профессий, без которой путь к нашей общей Победе был бы значительно дольше.