Морская слава России. Вооруженный траулер «Туман»

Координаты Славы - 69°33'6" северной широты и 33°40'20" восточной долготы, крохотная точка на карте российских северных вод неподалеку от острова Кильдин… 10 августа 1941 года здесь геройски погиб сторожевой корабль «Туман».

«Туман» появился на свет в 1931 году, в городе Данциге, на гражданской верфи - как мирный рыболовецкий траулер РТ-10 «Лебедка». Тактико-технические характеристики его – стандартные для своего класса – выглядят по меньшей мере скромно для будущего героя: водоизмещение в полном грузу 1218 тонн, максимальная длина — 55 м, ширина — 9,06 м при средней осадке 4,15 м. Мощность двигателя – 700 л.с. ход 9 узлов, дальность плавания 4500 миль… Селедку ловить, конечно, хватит, чем будущий сторожевик и занимался все 10 предвоенных лет в Баренцевом море и Северной Атлантике.

Фото. Бывший траулер, СКР «Туман».

Мобилизован траулер РТ-10 был в первый день войны – приказ на переоборудование в сторожевик на него датирован 23 июня 1941 года. При боевой модернизации на корабле демонтировали траловые краны, на полубаке и на кормовой надстройке установили по 45-миллиметровому орудию, на крыльях мостика закрепили на турелях два надежных хотя и далеко не новых пулемета типа «Максим». Получил «Туман» дымовой генератор – дымзавесу ставить, и комплект глубинных бомб – подводные лодки уничтожать. На все эти переоборудования ушло всего трое суток авральной работы портовых мастерских. Уже 26 июня 1941 года «Туман» поднял Военно-морской флаг СССР.

Первое боевое задание себя ждать не заставило. 29-го августа корабль шел из Мурманска в Полярный. Шел, прижимаясь к береговой линии, стараясь не обнаруживать себя, но из-за береговых гор неожиданно вылетел немецкий бомбардировщик «юнкерс Ю-88» - и кинулся в атаку. Двумя пулеметами невозможно создать плотную огневую завесу, но факт остается фактом – в небо ударили две огненные струи с мостика одинокого сторожевика, и стервятник, натужно взвыв моторами, резко пошел набирать высоту, отказался от попытки бомбить «Туман»...

Фото. Общая схема траулеров типа ВАЕР (к этому типу относился  РТ-10).

В начале июля 1941 года немецко-фашистские войска предприняли попытку штурмовать главный незамерзающий советский порт Мурманск и главную базу Северного флота – город Полярный. С этой целью немецкие войска форсировали реку Западная Лица и начали наступать в сторону Кольского залива. Части 52-й стрелковой дивизии, недавно занявшие рубеж обороны в этом районе, немедленно перешли в контрнаступление, чтобы отбросить противника обратно за реку. Для поддержки сухопутных войск командование Северного флота сформировало отряд из сторожевых кораблей «Гроза», № 54 и «Туман», а также двух тральщиков, трех сторожевых катеров - морских охотников – и нескольких мотоботов.

Утром 6 июля 1941 года наши корабли под прикрытием самолетов-истребителей успешно высадили на берег десант морской пехоты и поддерживали его артиллерийским огнем. Десантники в ожесточенном бою отбросили фашистов обратно на западный берег реки и соединились с наступавшими с фронта армейскими частями.

Во время этой операции самоотверженно действовал экипаж «Тумана». В момент высадки десанта боцман корабля Александр Саблин и матрос Филипп Марченко встали в ледяную воду и, положив на плечи тяжелые сходни, дали возможность остальным прыгать прямо на берег. Когда был тяжело ранен Марченко, его немедленно сменил старшина второй статьи Иван Волок. Артиллеристы «Тумана», осыпаемые градом осколков от рвавшихся бомб, вели ожесточенный огонь по береговым целям.

Фото. «Туман» в камуфляже и с минным тралом на носу.

5 августа «Туман» начал самостоятельную дозорную службу на линии остров Кильдин — мыс Цып-Наволок. В вахтенном журнале стали появляться записи то об обнаружении подводной лодки противника и ее бомбежке, то об обстреле пролетевших над кораблем немецких самолетов. На пятые сутки, 10 августа, в 3 часа утра над кораблем на небольшой высоте пронесся немецкий самолет-разведчик, а в 4 часа 25 минут сигнальщик «Тумана» заметил на горизонте три вражеских эсминца. Они двигались плотным строем навстречу сторожевику.

Командир «Тумана» Лев Александрович Шестаков объявил боевую тревогу и полным ходом повел корабль в сторону наших береговых батарей на остров Кильдин. Заметив маневр дозорного корабля, эскадренные миноносцы увеличили скорость и через несколько минут, подойдя к «Туману» на расстояние 25 кабельтовых (4,63 км), открыли по нему огонь залпами из шести орудий, по два с каждого корабля. Силы были явно не равны. Но экипаж маленького тихоходного сторожевика, имевшего только две легкие пушки, не дрогнув, вступил в единоборство с тремя новейшими эсминцами типа «Редер», каждый из которых имел на своем вооружении по пять 127-мм орудий и мог развивать 36-узловую скорость (66,7 км/час).

Первый залп немецких кораблей оказался перелетным, однако осколками одного из снарядов, разорвавшегося около борта, перебило антенны. Корабль остался без радиосвязи. Отстреливаясь, «Туман» пытался прикрыться дымовой завесой, но это не удалось: ее отнесло ветром. В корпусе появились первые пробоины. Следующие залпы эсминцев вызвали пожар на корме, вывели из строя рулевое управление, снесли дымовую трубу, а затем повредили полубак, мостик и ходовую рубку. Несколько человек из команды корабля были убиты и многие ранены. Погибли командир «Тумана» Л. Шестаков и комиссар корабля П. Стрельник.

Несмотря на большие повреждения и разраставшийся пожар, охвативший все надстройки, матросы и офицеры держались геройски. Артиллеристы «Тумана» продолжали отстреливаться из единственной сохранившейся носовой пушки. Все остальные члены экипажа под огнем противника боролись за живучесть корабля, тушили пожар, пытались заделать пробоины, которых становилось с каждой минутой все больше. В самый разгар боя вражеским снарядом сбило развевающийся на гафеле опаленный флаг. Тотчас сквозь пламя на корму бросился раненый рулевой Константин Семенов и, схватив флаг, высоко поднял его над головой, но был снова ранен. На помощь Семенову устремился радист Константин Блинов. Флаг снова развевался над кораблем. Но «Туман» уже резко кренился на правый борт.

Фото. Модель «Тумана» в зале Морского музея.

После гибели командира «Тумана» командование кораблем принял старший помощник лейтенант Л. Рыбаков. Он руководил операциями по спасению корабля и команды. Последним, тридцать седьмым по счету, он и покинул «Туман». В 5 часов 50 минут волны Баренцева моря сомкнулись над израненным кораблем.

Фото. Имя «Туман» передается по наследству среди строевых СКР Северного флота. Новый «Туман» достраивается на морском заводе.

Военно-исторический календарь 24 сентября Военно-исторический календарь. 10 августа