Ролан де ля Пуап. Граф, который чуть не стал коммунистом

4 декабря 1942 года - дата вступления в бой на советско-германском фронте эскадрильи Сражающейся Франции "Нормандия". А 28 июля отметил бы день рождения герой Великой Отечественной войны, боевой летчик Ролан де ля Пуап. Французский граф, летчик британских ВВС, изобретатель в области автотехники, Герой Советского Союза.

Ролан де ля Пуап

Удивительная судьба этого человека началась в 1920 году, в городе Прадо провинции Овернь, когда в семье французского офицера, аристократа по происхождению, родился сын, при католическом крещении нареченный именем Ролан. Изысканное домашнее воспитание, совершенное знание европейских языков, перспектива учебы в лучшем из французских университетов, в дальнейшем, возможно – дипломатическая карьера… Планы родителей в отношение наследника древнего рыцарского герба были поистине генеральскими. Но еще в юности парня позвало небо: в 17 лет молодой граф ошарашил родичей известием: он подает документы в летное училище…

Год спустя Ролан – уже дипломированный пилот. А на родную страну стремительно надвигалась угроза войны…

На этом фото Ролану 19 лет

15 марта 1940 года Ролан получил документы боевого летчика в училище в Этампе. А 23 июня Франция капитулировала перед фашистской ордой. Сдаться и служить фашистам? Для этого потомственный рыцарь из рода Пуапов был слишком патриотом… На польском пароходишке он тайно бежит из оккупированной страны - в Англию, к генералу де Голлю, собиравшему в изгнании бойцов для сопротивления фашизму.

В период с июля 1940 года по январь 1941 года Ролан де ля Пуап участвовал в операциях на территории французской Западной Африки, чтобы закрепить её за сторонниками де Голля. Затем сражался в составе 602-й эскадрильи Королевских ВВС, летающей на истребителях "Спитфайр — VB", выслужил британское офицерское звание. 

В августе 1942 года одержал первую победу – сбил немецкий бомбардировщик…

Вскоре парню представилась возможность выбора: летать на штурмовку вражеских объектов с авианосца, базировавшегося в Средиземном море, или отправиться на Восточный фронт. Для работы с авианосцами надо еще переучиваться, а в России, говорят, сразу воевать дадут. Больше жизни хотел молодой пилот бить фашистов, мстить за поруганную родину, но поначалу на его добровольный лист в штабе наложили отрицательную резолюцию…

Подкараулив в штабном коридоре знакомого писаря, Ролан принялся допытываться: чем не угодил начальству, что воевать в Россию его не пускают.
— Пьерон, за что мне сидеть на английском авианосце?
— Да ты тут как бы и ни при чем, дружище. А вот папаша твой подкачал…
— В каком это смысле?
— Ну, он же у тебя, вроде, маркиз…
— Граф.
— Да какая разница? Главное, что аристократ. И ты, стало быть, как минимум, виконт по статусу. А в России власть революционная… Как у нас в 1794 году! Аристократов не жалуют, хорошо – вешать да расстреливать почти перестали. Но не нужен им ты там со своим высоким происхождением. Вот, будь ты потомственным рабочим, как я, простым марсельским рыбаком, как Туссен Жанно, или хоть босяком из рода санкюлотов, как Дени Клошар, может и взяли бы…
— Да уж. Туссен Жанно – имя заведомо простонародное. И фамилия Клошар происходит от слова «бродяга», тоже за милю видать, что из бедняков… А мне что теперь делать? В компартию вступить, что ли? Я же не в тыл прошусь, драться хочу!
— Вступить всегда успеешь, если возьмут, конечно. А для начала сходи на аудиенцию к генералу - может, уговоришь… 

Аудиенция состоялась. И за час тяжелого разговора генерал понял – этот не остановится! Пришлось писать рекомендацию. Правда, на всякий случай, генерал написал в документах Ролана нечто совершенно не соответствующее действительности:

«Со своей аристократической семьей отношений не поддерживает»…

А он даже из Англии писал письма матери каждый день, надеясь, что они будут пересланы через Красный Крест на оккупированную территорию…

Ролан в кабине истребителя

Ролан приехал в Советский Союз в конце ноября 1942 года. Через Камерун, Чад, Египет, Сирию и Иран - на крохотный заснеженный аэродром, учебную базу свежесформированной эскадрильи Сражающейся Франции «Нормандия».
К удивлению молодого пилота, о его графском происхождении в России ни один особист и не вспомнил…

Эскадрилью посадили на самолеты советского производства – на привычную ребятам заморскую технику в воюющей стране запчастей не напасешься! Ролан в числе первых переучился на легкий маневренный «Як». Нарисовал своему самолету на капоте оскаленную акулью пасть – всеми зубами наружу – и, как рыцарь боевому коню, дал собственную кличку Mioche , что в переводе означает «Кусака».

Как выглядел первый Кусака

Но с первыми боевыми вылетами не заладилось… Сначала Ролан на посадке подломил шасси и на неделю, пока самолет был в ремонте, остался «рыцарем безлошадным», как шутили товарищи. Потом в одном из первых боев погнался за коварным «фоккером» - и едва сам не был сбит: FW-189 был очень маневренным самолётом, и победа над ним всегда доставалась с трудом. Он часто уходил от преследования истребителей в крутом пикировании или, делая переворот, "подныривая" под самолёт противника, с переходом на бреющий полёт. Де ля Пуап, решив догнать "Раму", так увлёкся пикированием за ней, что от резкого перепада давления у него в ухе лопнула барабанная перепонка.

Опытный летчик Литольф после этого боя спросил:
— Послушайте, граф, вы хоть сбили того, из-за кого пострадали ?
— Определённо сбил бы, да забыл снять с предохранителя пулеметы, — простодушно ответил Пуап.
— Вам не акулу, а ворону следует нарисовать, — расхохотался Литольф…

Этот бой стоил Пуапу трёхнедельного пребывания в медсанбате. Нашим врачам удалось полностью восстановить отважному французу слух и вернуть его в строй.

Ролан с боевым товарищем. На заднем плане - уже второй по счету Кусака

А дальше началась полноценная боевая работа. То есть — по несколько боевых вылетов в день...

Однажды Кусаку подбили: при посадке одна из стоек шасси не выходила из-за деформированного попаданием щитка. Садиться «на пузо»? Еще разобьется молодой летчик... Командир по радио приказал набрать высоту — и сигать с парашютом...

Но юный ас не выполнил этой команды, а вместо этого ювелирно посадил самолет на одно колесо — лишь кончик крыла слегка чиркнул по аэродромному грунту...

Уже 13 апреля 1942 года Ролан сбивает первый «мессершмитт». В августе 1943 года валит «юнкерс»... Подтверждено документами 18 воздушных побед Ролана де ля Пуапа, часть из которых одержана в составе звена. Мало? Но, между прочим, Ролан был самым молодым пилотом в составе «Нормандии». С минимальным, пока в Россию не попал, боевым опытом.

В феврале 1944 года на груди французского летчика засиял первый советский орден — орден Красного Знамени...

В России Ролан подружился с девушкой и переписывался потом с ней всю жизнь.

Осень 1944 года застала «Нормандию» уже в Восточной Пруссии. Шли ожесточённые и непрерывные бои. Немцы стремились любой ценой остановить наступление советских войск. 14 Октября Ролан де ля Пуап вылетел со своим звеном на блокировку вражеского аэродрома. При подходе к цели он заметил 8 истребителей противника, которые поднимались в воздух. Осторожничать не было времени, и Пуап принял решение — атаковать немцев всей четвёркой. Противник не набрал ещё полной скорости и был не в состоянии что-либо сделать против атакующих. В результате немцы, потеряв 3 самолёта из 8, не выдержали навязанного им боя и поспешили уйти в облака...

16 Октября 1944 года стало самым удачным днем в истории «Нормандии». В этот день лётчики полка, совершив в сумме около 100 боевых вылетов, сбили 29 самолётов противника и около 50 уничтожили на земле. Одну из побед записал на свой счёт и Ролан де ля Пуап.

Ролан и его Кусака

Свою последнюю победу он одержал 26 октября, когда в трудном поединке уничтожил Ме-109. Через два дня, 28 Октября 1944 года, за мужество и отвагу проявленные в боях с немецко — фашистскими захватчиками, Старшему лейтенанту полка «Нормандия — Неман» Ролану де ля Пуапу было присвоено звание Героя Советского Союза.

После победы несколько первых мирных лет Пуап провёл в составе «Нормандии», на аэродроме в ле Бурже. Французская часть так и летала на советских самолетах — при отправке на родину бойцам разрешили забрать свои верные боевые машины с собой.

Асы "Нормандии": Марсель Альбер, Ролан де ла Пуап, Марсель Лефевр и Жозеф Риссо.

В 1947 году Ролан уволился из ВВС и поселился в Париже. Позднее, сменив воздушную стихию на морскую, в Средиземном море изучал жизнь дельфинов, создал целый научный океанариум. Потом увлекся автотехникой и даже стал автором нескольких моделей джипов, выпускавшихся заводом «Ситроен»…

Этот джип придумал Ролан

Герой Советского Союза Ролан де ля Пуап ушел из жизни в возрасте 92 лет - 24 октября 2012 года.

Ролану - 90. А один из его Кусак «живет» в военном музее...

Военно-исторический календарь 30 ноября