Ленинградский трамвай: хроника незаметного подвига

Есть в истории Великой Отечественной войны событие, которое, на первый взгляд, кажется незаметным и малозначительным. Это не освободительная операция, не взятие у врага крупного города, не форсирование судоходной речной артерии... Суть его заключена в факте: 15 апреля 1942 года в Ленинграде возобновилось движение трамваев.

В дореволюционную столицу России трамвай пришел позже, чем в Москву или в Киев: первую городскую линию в Петербурге пустили в 1907 году. При советской власти трамвайные линии активно развивались, и к 1941 году ленинградский трамвай был крупнейшим транспортным предприятием города. Звенящие вагоны бодро катили по рельсам 43 коротких и длинных маршрутов. Общая протяженность рельсового пути превышала 700 километров, а соединял этот путь все районы города и некоторые пригороды — Озерки, Лигово, Стрельну, Ржевку, деревни Мурзинку и Рыбацкую. На трамвае за срок меньше часа можно было добраться от Рыбацкой до центра города.

Довоенный трамвай с оркестром

В начале осени 1941 года немцы наступали на Ленинград. 8 сентября 1941 года они захватили город Шлиссельбург, замкнув тем самым кольцо блокады вокруг Ленинграда. К этому дню в городе находились 2,5 миллиона жителей. Город испытывал дефицит бензина, поэтому автобусы в блокаду быстро перевелись. А электричество пока еще было, и практически все перевозки пассажиров и грузов производились трамваями. В том числе — и сугубо военные перевозки.

На трамваях перевозили солдат к линии фронта, которая проходила всего в нескольких километрах от города, на трамваях и эвакуировали в городские госпитали раненых, для чего несколько обычных пассажирских вагонов были переоборудованы: в салонах сняли деревянные пассажирские скамьи и подвесили в два яруса клети для вставки носилок с лежачими. Трамваями доставляли рабочих на заводы (раньше эта функция лежала на ведомственных автобусах). На ряде предприятий для этого даже «перешили» заводскую узкоколейку под «трамвайный шаг» и соединили ее дополнительными ветками с городскими линиями. Трамваями и подвозили хлеб к магазинам. А в прифронтовой зоне, на случай прорыва врага, трамваи даже некоторое время ходили по привычным пассажирским маршрутам в сопровождении танков.

Трамваи и танки

В период блокады в трамвайных парках и на линиях работали около четырех с половиной тысяч человек. Многие жили прямо на работе, поэтому в депо устраивались детские сады. В депо устраивали даже... бомбоубежища для

трамваев, обложив бетонными плитами и мешками с песком большие ремонтные ангары.

Работать вагоновожатым и сотрудникам депо приходилось по 18 часов в сутки. Многие маршруты из-за бомбежек перешли на ночной режим движения — несмотря на комендантский час, надо было возить рабочих на Кировский завод и в ночную смену. Часто бывало, что, после того как человек приходил со смены, его просили снова выйти на работу — не было замены

Памятник петергофским трамваям

Еще в начале XX века в Петербурге была построена отдельная электростанция для трамваев, но к 1941 году все электричество они получали в основном от тепловых электростанций, находившихся в черте города. С началом войны электростанции перевели на уголь, потом на торф, но когда в сентябре блокада замкнулась, то ТЭЦ начали работать на дровах. И сотрудники электростанций, пока было возможно, сами ездили в пригороды на лесозаготовки. Дрова, кстати, нередко тоже возили на трамваях.

Однако 8 декабря 1941 случилось горе — одно из многих за время блокады. Из-за нехватки электрических мощностей и разрушения электростанций немецким обстрелом трамваи встали. Многие — прямо на линиях, поскольку отключение тока произошло без предупреждения, в середине рабочего дня...

Уборка завалов и снега в Ленинграде с грузовыми трамваями

Однако руководство города отдало приказ — попробовать сохранить подвижной состав до лучших времен. Там, где это было возможно, ленинградцы — усталые, уже изможденные голодом и войной, — откатили вагоны в депо вручную. Застрявшим ближе к середине маршрута трамваям повезло меньше: они остались на линиях до весны 1942 года, пока 7 марта не была проложена заново первая кабельная магистраль, не заработали снова восстановленные ТЭЦ.

Грузовые трамваи пошли 7 марта 1942 года, с этого времени началось восстановление разрушенных бомбами и снарядами путей. А к 15 апреля 1942 года было восстановлено и движение на 5 пассажирских маршрутах.

Блокадный трамвай

15 апреля на отремонтированные рельсовые пути вышло 116 выживших в страшные зимы трамваев. Почти все они относились к типу «МС», который воспроизводился здесь же — в блокадном городе, на Кировском заводе.

Водителями и кондукторами в основном работали женщины и дети. Многие из них носили форму — темно-синие пиджаки с погонами, на которых были изображены крылья, молот и гаечный ключ.

В обязанности кондукторов входило не только взимание платы за проезд в размере 15 копеек, проверка документов, но еще и эвакуация пассажиров во время начавшегося обстрела. Так, 15 июня 1942 года восемнадцатилетняя комсомолка-вагоновожатая Агаша Герасимова привела в парк поврежденный двухвагонный состав, один из вагонов которого был изуродован до неузнаваемости прямым попаданием немецкого снаряда. Как это ни удивительно, пассажиры не пострадали: как только поблизости начали рваться снаряды, Агаша без остановок повела поезд к воротам наиболее близко расположенного к линии бомбоубежища и скомандовала: «Всем в укрытие!!!». А сама осталась у трамвая, чтобы отогнать его в безопасное место. Выжила чудом...

Трамвай, подстреленный вражеским снарядом

18 ноября 1942 года были пущены трамваи еще по пяти маршрутам, в 1943 году ленинградцы могли воспользоваться уже 13 маршрутами, а концу года число маршрутов увеличилось до 20.

Но и после этого кондукторы и вагоновожатые, а также их пассажиры ездили с ежедневным риском, так как немцы, несмотря на прорыв блокады Ленинграда, продолжали обстреливать город, Так, 30 июня 1942 года на Международном (ныне — Московском) проспекте снарядом разбило двухвагонный поезд. 22 человека ранено, 4 убито.

17 апреля 1943 года снаряд попал в трамвай, стоявший на остановке на Загородном проспекте. Пострадали десятки пассажиров. 8 августа 1943 года на Невском проспекте осколками снаряда, разорвавшегося на остановке, убило 12 и ранило 43 человека, в этот же день около площади Искусств снаряд попал в вагон — 23 пассажира погибло.

4 января 1944 года на углу Лесного проспекта и Нижегородской улицы снаряд попал в переполненный пассажирами трамвай. Убито 82 человека, более 90 пассажиров получили ранения.

Лишь после операции Январский гром Ленинград начал залечивать раны. Одновременно с грохотом салюта в честь снятия осады 27 января 1943 года над Невой плыл серебряный перелив трамвайных звонков: звонили все вагоновожатые на маршрутах центральной части города...

За годы блокады трамвайному хозяйству Ленинграда был нанесен огромный ущерб. В ряды Красной Армии ушло около 4,5 тысяч рабочих и служащих ТТУ, многие из которых так и не вернулись. В самом Ленинграде 57 работников городского трамвая погибли или умерли от ран на рабочих местах при обстрелах, 211 — ранены или контужены. Количество умерших от голода историки уточняют по сей день. Враг полностью разрушил 2 подстанции, 25 зданий служб. Потери в подвижном составе: 1065 трамваев повреждены бомбами и артиллерией, 153 вагона полностью уничтожены. 13% путевых линий были выведены из строя. Однако ленинградское трамвайное хозяйство было в общем виде восстановлено уже к маю 1945 года — ко Дню Победы.

9 мая 1945 года

И в заключение еще один факт: к концу 1980-х годов трамвайная сеть города Ленинграда достигла наибольших масштабов, став самой большой в мире, за что была включена в Книгу рекордов Гиннесса. 

Редакция сайта благодарит за помощь в подготовке материала блокадницу Юлию Николаевну Вьюнкову.

Командармы Великой Отечественной. Александр Сокольский Оружие Победы. Речные танки