Конструктор оформления фото

"ПРИКЛЮЧЕНИЯ СОЛДАТА ИВАНА ЧОНКИНА" (2007)

 Удивительно, но среди миллионов участников Великой Отечественной войны сайт «Память народа» находит только одного Ивана Чонкина, да и тот, как выясняется, был Конкиным, а не Чонкиным. При этом Василиев Теркиных - второго народного персонажа, чье имя стало нарицательным, тот же сайт выдает едва ли не сотню. Однако писателю Владимиру Войновичу удалось придумать героя, похожего на десятки тысяч русских солдат, которые насмерть стояли там, где приказано, не боясь ни фашиста, ни черта, ни тех, кто страшнее черта - работников карательного НКВД, ни целой армии, неважно чьей. И хотя роман Войновича не о войне, а, говоря словами Эльдара Рязанова, об Иване Чонкине и Нюрке Беляшовой, которые, несмотря на абсурдность творящегося вокруг, смогли «сберечь в себе опрятность души, честность, верность и любовь, доброту и способность к прощению». Короче, это кино, по мнению Рязанова, о русском народном характере. «Нам на политзанятиях говорили, что Бога нет. А мне кажется, что тебя такую один только Он и мог сотворить», - эти слова Ивана, сказанной своей возлюбленной, мог придумать только писатель, который искренне любит своих героев. И потому в двух экранизациях романа о солдате Иване Чонкине, сделанных чешским режиссером Иржи Менцелем в 1994 году и, в 2007-м, его российским коллегой Алексеем Кирющенко – незабываемым контуженным братом следователя Гоцмана из сериала «Ликвидация» Сергея Урсуляка, лучше всего удались работы актеров, игравших солдата Чонкина - Геннадия Назарова у Менцеля и Анатолия Гущина у Кирющенко. Конечно, в первую очередь эта заслуга не столько режиссеров, сколько автора произведения – Владимира Войновича, вложившего свои мысли и чувства в уста и действия героев книги. «Эта книга - не сатира, - говорил в одном из своих интервью Иржи Менцель, кстати, лауреат «Оскара» за лучший иностранный фильм. - Войнович умеет писать о людях с пониманием. Даже об отрицательных героях, которых видит насквозь».

Фильм Менцеля «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», снимавшийся в чешской деревне, несмотря на точное попадание в образ прекрасных актеров Валерия Золотухина, Владимира Ильина, Зиновия Гердта и особенно Алексея Жаркова в роли селекционера Гладышева, вырастившего гибрид помидора и картофеля, названный им «пукс» - «путь к социализму», нельзя назвать большой удачей. Но и снятая в Подмосковье 8-серийная телеверсия «Приключения солдата Ивана Чонкина», которая запоминается разве что Алексеем Булдаковым в привычном образе генерала, Геннадием Хазановым, сыгравшим Моисея Соломоновича Сталина и самим Алексеем Кирющенко, воплотившимся в капитана Милягу, тоже не стала прорывом в комедийном жанре. Хотя на киносайтах многие называют адаптацию романа Войновича, снятую Алексеем Кирющенко лучшим российским комедийным фильмом на военную тему – просто потому, что больше и вспомнить нечего. Шутить на по-прежнему больную тему Великой Отечественной войны крайне сложно, но примеры «Жени, Женечки и «Катюши», да и той же «Дачной поездки сержанта Цибули», не говоря уж о фильмах военных лет, от «Беспокойного хозяйства» до «Небесного тихохода» и «Воздушного извозчика» показывают, что трагическое и смешное зачастую ходят рука об руку, а трагическое и идиотическое и вовсе бывают похожи как близнецы-братья. И потому лучшая экранизация похождений солдата Вани Чонкина, летом 1941 года рвавшегося на фронт бить врага, но вынужденного охранять сломанный аэроплан от, мягко говоря, недалеких умом граждан разной степени сопричастности к местной власти, еще впереди.

Как говорил Костик в «Покровских воротах», искусство по-прежнему в большом долгу перед народом.