Московская битва

"ПЕРВЫЙ ОТРЯД" (2009)

Вопреки въевшимся в подкорку сознания словам старинной песни «в эту ночь решили самураи перейти границу у реки», ментальную границу самурайская культура перешла не ночью, а вечером, при свете софитов, на премьере первого в истории отечественного кино российско-японского мультфильма в стиле «анимэ» «Первый отряд».

Режиссером с японской стороны был выбран Ёсихару Асино, до сей поры прославившийся разве что, как сказано на специализированных сайтах, «яркой оригинальностью с шокирующими образами и оттенками гротеска». Впрочем, ничего шокирующего, кроме, может быть, сюжета, к которому в основном приложили руку авторы идеи, сценаристы и сорежиссеры с российской стороны Алексей Климов и Михаил Шпитц, ничем более не наследившие в вечности, как говорила Фаина Раневская, в этом «анимэ» нет. История про борьбу VI отдела советской военной разведки с признанной Нюрнбергским трибуналом преступной нацистской организацией «Наследие предков» («Аненербе»), которая для победы в войне в 1942 году решила выпустить с того света рыцарей-мертвецов, утонувших 700 лет назад в водах Чудского озера, против которых советская разведка выставила погибших пионеров-героев Леню (Голикова), Валю (Котик), Зину (Портнову) и Марата (Казея) во главе с еще живой Надей (Богдановой, ввиду слишком юного возраста не получившей звание Героя Советского Союза), конечно, поначалу ввергает в шок отторжения. Неудивительно, что «Первый отряд» вызвал вал критики, обвиняющий создателей во всех смертных грехах, вплоть до эксплуатации поднятого в пресловутом фильме «Сволочи» мифа о засылке сотрудниками НКВД детей в тыл противника для проведения диверсий. Хорошо ещё, что в доступной ныне версии нет косящих под «документальную» съемку «говорящих голов», уверяющих в реальности происходящего, что оттолкнуло многих зрителей. В конце концов, вышедшее несколькими годами позже военное фэнтези «Мы из будущего» было встречено «на ура» именно потому, что не прикидывалось правдой. Но дело даже не в этом. Просто в «Мы из будущего» были живые герои, а в «Первом отряде» все, кроме, пожалуй, Нади и, с натяжкой, пионеров-героев – нарисованные, и в прямом и в переносном смыслах. Причём если к технической стороне претензии минимальные – ну, таковы, так сказать, законы жанра, то о прорисовке большинства героев можно сказать одно – плоско и неинтересно.

При этом сам сюжет, если принять правила игры, неплох, и передает трагизм и ужасы войны, в которой участвуют даже дети. Ведь настоящей Наде Богдановой было всего 9 лет, когда она вместе с Ваней Звонцовым подняла над оккупированным врагом Витебском красные знамена. А в Курском военно-историческом музее «Юные защитники Родины» хранятся данные на более чем 300 тысяч юных воспитанников боевых частей и соединений, связных-разведчиков, подпольщиков и партизан, юнг всех флотов и флотилий, которые с оружием в руках воевали против захватчиков. Из них 60 тысяч воинов-подростков погибли. Будем считать «Первый отряд» своеобразной данью памяти их подвигу, тем более, что стиль «анимэ» продолжает оставаться одним из самых популярных среди российских студентов и школьников, несмотря на справедливые запреты всяких «Тетрадей смерти» и прочей мультипликационной ерунды.

 

P.S. В 1920-1930 годах в НКВД действительно, существовал так называемый 9-й отдел Главного управления Государственной безопасности во главе с комиссаром государственной безопасности 3-го ранга Глебом Бокием, где, по некоторым данным, существовала парапсихологическая лаборатория, в которой занимались исследованиями в области аномальных явлений. А вы говорите «некропортал», «некропортал», не было никакого «некропортала» ….