Бессмертный полк России. Официальный сайт

Виктор Талалихин. Позывной — «Малыш»

18 сентября отметил бы день рождения Виктор Васильевич Талалихин, выдающийся светский военный летчик, герой Великой Отечественной войны.

Виктор появился на свет осенью 1918 года в Поволжье, в селе Тепловка под Саратовом. Семья будущего героя была самой обыкновенной — трудовой, крестьянской. Родители работали в сельской артели, растили троих сыновей. Витя был младшим.

Когда Виктор пошел в школу, семья переехала в город Вольск. Отец поступил на фабрику разнорабочим, сыновья ходили в школу-семилетку. А в 1933 году Талалихины перебрались в Москву.

Виктор Талалихин

— Здесь возможностей больше, — считал отец, — ребята в ФЗУ пойдут, а там, может, и в мастера выйдут, в инженеры...

Но только учиться у студентов довоенного поколения, как правило, не получалось: в чести было образование «без отрывва от производства». Днем Витя с братьями учились в фабрично-заводском училище, во вторую смену шли на колбасный комбинат — на работу, а вечером пропадали в заводском клубе — все были активными участниками комсомольской самодеятельности.

Когда на всю страну прозвучал призыв «Комсомолец! На самолет!», Виктор в числе первых на своем курсе записался в аэроклуб.

Военинструктор критический оглядел невысокого, гибкого, как лоза, паренька:

— Экий ты малыш!

— Ничего, еще вырасту!

— Не обязательно! — усмехнулся летчик. — Мы, истребители, как раз богатырей не жалуем. Кабины, видишь ли, у наших самолетов тесноваты... Сколько тебе росту врачи намеряли? 155 сантиметров? Как раз под «чайку», с комфортом разместишься! А «Малыш» — неплохой позывной. Мы ж в одиночку летаем, без радистов.

Старше братья Виктора тоже учились в аэроклубе. Но парнишка легко обогнал старших и по теоретическому курсу, и по матчасти, и по скорости освоения практических навыков. С парашютом прыгнул первым в учебной группе, первым и самостоятельно поднял в воздух видавший виды биплан-«кукурузник»...

В 1937 году Виктор Талалихин был призван в армию и по комсомольской путёвке направлен в Борисоглебское авиационное училище, которое в 1938 году успешно окончил. Младшего лейтенанта Талалихина отправили для прохождения дальнейшей службы в 27-й истребительный авиационный полк.

И в авиашколе, и в полку отмечали, что Виктор отлично владеет техникой пилотирования, принимает логичные и трезвые решения в сложных ситуациях, сочетая это со смелостью и решительностью.

Боевое крещение Виктор Талалихин принял на советско-финской войне 1939–1940 годов. В первом же бою на своей «чайке» И-153 уложил финский «буффало». А всего за финскую кампанию Талалихин сбил 4 самолёта противника. Но первую медаль получил даже не за это — прикрыл собой в бою командира эскадрильи Михаила Королёва и приземлился успешно на подбитом самолете ...

Виктор Талалихин и Михаил Королев

С первых дней службы в 27-м истребительном авиационном полку Виктор познакомился с лётчиком Гумаром Аюповым. Они были ровесники. Быстро сошлись характерами, подружились. Весёлый, энергичный Аюпов нравился Талалихину своей простотой и прямодушием. Черноглазый, смуглый, порывистый татарин был влюблён в свою профессию воздушного бойца. На фронте дружба Виктора и Гумара ещё больше окрепла. Не одну ночь они провели в задушевных беседах, строя планы на будущее, вспоминая родных, товарищей детства и юных лет. Авиаторы говорили, что «Талалихина с Аюповым водой не разольёшь».

Шли фронтовые дни. Виктор и Гумар и в боевой обстановке находили время совершенствовать свои теоретические знания по авиации, проверяя их на практике. Но в боевой обстановке всего не предусмотришь...

Во время боя самолёт Гумара был настигнут вражеским снарядом. Машина упала на лёд озера Суана — Ярви. Наши пехотинцы видели, как падал самолёт, побежали к озеру, нашли лётчика и доставили в медсанбат, расположенный в густом сосновом лесу. Гумар был тяжело ранен. Очнулся он лишь на госпитальной койке.

Наутро в воздухе послышался гул неприятельских самолётов. Загрохотали разрывы бомб в расположении наших тыловых частей. Несмотря на то, что с воздуха ясно были видны красные кресты, противник сбрасывал бомбы и на госпиталь. Многие медицинские работники и раненые воины погибли. Осколком бомбы был убит и Гумар Аюпов...

...Боевые действия продолжались. Природные условия Карельского перешейка затрудняли движение и маневрирование наших войск. Лётчики помогали артиллеристам разрушать опорные пункты, линию Маннергейма. Зимние дни короткие. В 10-м часу наступал рассвет, а после 15:00 начинало смеркаться. И всё же советские авиаторы успевали производить по 3 — 4 вылета в день, а иногда и больше.

На второй день после гибели Гумара Аюпова 6 наших истребителей, ведомые М. И. Королёвым, вылетели на передний край обороны. В этой группе был и Виктор Талалихин. Только что вылетели и сразу вступили в воздушную схватку с 12 самолётами противника. Двойное превосходство противника ! Но это не смутило советских лётчиков, которые, имея преимущество в высоте, ринулись в атаку. Жарко стало в небе. Неожиданность и смелость маневра дали свои результаты. С первого же захода ведущий группы капитан М. Королёв поджёг вражеский самолёт. Строй противника был нарушен. Он стремился уйти от преследования, но не тут-то было. Сделав резкий маневр, Талалихин и Костенко атаковали правую четвёрку «Фоккеров». Расстояние между самолётами с каждой секундой сокращалось. Виктор нажал на гашетку пулемёта, и самолёт противника задымил, стремительно падая на землю.

— Это за смерть Гумара ! — воскликнул Виктор.

К вечеру был ещё один вылет наших истребителей. В течение дня лётчики сбили 3 вражеских самолёта и благополучно возвратились на свой аэродром.

Получены свежие центральные газеты. В них был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении славных защитников Родины орденами и медалями. В числе награждённых за доблесть и мужество командир эскадрильи М. И. Королёв, лётчики В. В. Талалихин, В. А. Романов, Т. П. Кохан, В. Н. Ченский, С. Ф. Костенко, воентехники К. М. Андреев и А. П. Чудецкий.

Талалихин и его самолет

Весной 1941 года лётчик Талалихин окончил курсы командиров авиазвеньев и был назначен в 177-й истребительный полк, которым командовал его фронтовой товарищ по финской кампании Михаил Королёв.

А летом, как раз, когда молодые летчики выехали в лагеря на учения, началась война.

Первый немецкий удар был внезапен, а потому — страшен. Массовый погром приграничных аэродромов захватчики учинили буквально в первые часы войны, что привело к огромным потерям в ВВС Красной Армии.

Однако даже немецкие асы признавали беспримерное мужество советских лётчиков. Когда не было других возможностей остановить врага, даже молодые пилоты ВВС РККА бесстрашно шли на таран. Только за первый день войны было совершено 19 воздушных таранов...

С началом войны 177-й истребительный полк, в котором служил Виктор Талалихин, был переброшен под Москву. Лётчикам полка было поставлена задача оборонять небо столицы на юго-западном направлении.

Система противовоздушной обороны столицы оказалась самой эффективной во Второй мировой войне. Хвалёным асам Геринга не удалось нанести Москве тяжёлый урон. Огромная заслуга в этом принадлежит лётчикам-истребителям. 177-й полк принял первый воздушный бой уже 25 июля.

Удостоверение к награде Талалихина

А в ночь на 7 августа 1941 года Виктор получил приказ вылететь на перехват немецких бомбардировщиков. На высоте 4500 метров И-16 Талалихина сел на хвост немецкому «Хенкелю-111».

Несмотря на свою инертность. бомбер завертелся в небе, как уж на сковороде: нигде так не верна поговорка «хочешь жить — умей вертеться», как в воздушном бою ... Талалихин не выпускал врага из прицела. Короткой очередью подпалил немцу один мотор. Но тот и на оставшихся улепетывал достаточно резво... А боеприпасы у И-16 подошли к концу.

— Тогда я принял решение таранить «Хенкель», — рассказывал позже Виктор, — рассуждал в тот момент так: скорее всего, при таране сгину, конечно, но сгинет и экипаж немецкого бомбардировщика, состоящий из четырёх человек. Значит, счёт в любом случае в мою пользу!

Таран

И-16 снова зашел к «Хенкелю» с хвоста. Немецкий бортстрелок заметил истребитель. полоснул пулеметной очередью по кабине, одна из пуль царапнула Виктора в руку. Тем не менее, Талалихин уверенно подвел свой самолет к хвосту бомбардировщика и рубанул немца лопастью винта ...

Мощный толчок отшвырнул повреждённый И-16 далеко в сторону. И, вываливаясь через борт в темноту, Виктор успел заметить, что, опережая его истребитель, к земле несется «Хенкель» с разрушенным хвостовым оперением.

— Капут фашисту! — пронеслось в голове летчика, — А я-то жив!

Виктор опустился на парашюте прямо в речку Северку. Слава богу, местные рыбаки помогли — спустили лодку, выловили запутавшегося в стропах пилота...

Виктор рассказывает однополчанам о ночном бое

Уже через час Виктор в скромном подмосковном сельсовете писал по горячим следам рапорт командиру полка о своем ночном таране...

Уже через час Виктор в скромном подмосковном сельсовете писал по горячим следам рапорт командиру полка о своем ночном таране...

Талалихину было известно, что первый среди советских летчиков ночной таран совершил 28 октября 1937 года в небе над Барселоной Евгений Степанов, сражавшийся под псевдонимом «товарищ Эухенио». Степанов срезал таким же способом итальянский бомбардировщик SM-81. И тоже остался жив.

Едва Виктор на крестьянской подводе доехал до своей воинской части, его тут же обступили военные журналисты: свидетелями ночного боя были многие, и известие о таране в мгновение ока облетело фронт. Уже на следующий день рассказ лётчика о таране был опубликован в газете «Известия» и прозвучал по радио.

8 августа 1941 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза.

2 сентября 1941 года в Кремле председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин вручил Виктору Талалихину грамоту о присвоении звания Героя Советского Союза, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». А спустя две недели Виктор отпраздновал очередной день рождения — ему исполнилось 23 года. К концу октября 1941 года он сбил ещё четыре немецких самолёта лично и один — в составе группы.

Виктор у сбитого самолета

27 октября 1941 года командир эскадрильи Виктор Талалихин во главе шестёрки истребителей вылетел с военного аэродрома под Подольском для поддержки наземных войск, ведших тяжёлые бои в районе деревни Каменки. Здесь советские самолёты были атакованы шестью немецкими истребителями Ме-109.

Разгорелся ожесточённый бой, в ходе которого Талалихин сбил один вражеский самолёт, затем подбил ещё один. В этот момент истребитель лейтенанта атаковали сразу три самолёта гитлеровцев. Одна из очередей прошила кабину и попала в голову Виктору. Герой погиб мгновенно. Останки Героя Советского Союза Виктора Васильевича Талалихина были преданы земле на Новодевичьем кладбище столицы.

На 43-м километре Варшавского шоссе, недалеко от места, где располагался аэродром, с которого лётчик ушёл в свой последний бой, 18 августа 1969 года был открыт памятник герою. Бюсты Виктора Талалихина установлены в Подольске и Москве.

Ил-2, нареченный в честь летчика Талалихина, 1942 год

Подвиг Георгия Хлебникова 21 января 1944 года Военно-исторический календарь. 18 сентября