Бессмертный полк России. Официальный сайт

Ас Пушкин. Карьера гения в небе

30 мая отметил бы день рождения Анатолий Иванович Пушкин – советский военный летчик, герой Великой Отечественной войны. 

Анатолий родился 30 мая 1915 года в Подмосковье, в деревне Суконниково Можайского района, в семье крестьянина Ивана Семёновича Пушкина. Отец будущего пилота поначалу пытался прокормить семью со своего земельного надела, но сосед-кулак его разорил – пришлось переезжать в город и поступать на авторемонтный завод. Мама, Матрёна Ивановна, вела домашнее хозяйство. 

В 1931 году Анатолий, окончив 7-й класс московской школы № 8 в Сокольниках, пошел на тот же завод – учеником токаря. Здесь вступил в комсомол, и как многие ровесники, начал заниматься в аэроклубе. Первый полёт с инструктором на стареньком учебном биплане произвёл на юношу неизгладимое впечатление – отныне мечта стать профессиональным летчиком завладела его сердцем. 

Толе Пушкину 19 лет

И когда пришла пора идти в армию, Толик Пушкин безапелляционно потребовал от военкома:

- Посылайте меня куда угодно, хоть за тридевять земель, но только чтобы там на лётчиков учили!
- Фамилия у тебя, парень, знаменитая… Стихов, часом, не пишешь?
- Нет.
- Правильно. И не пиши! Зачем нам второй Пушкин в литературе, если можно стать первым Пушкиным в небе? Быть по-твоему, определим в лётчики.

И вот, в августе 1933 года 18-летний комсомолец по спецнабору отправляется в город Ейск - в школу морских лётчиков. Потом учится в Луганском военном лётном училище, пилотирует сначала классический У-2, а потом – и разведчики Р-1 и Р-6. Позже, уже в действующей части под Смоленском, осваивает средние бомбардировщики СБ.

Самолет Р-1

К 1938 году Анатолий – офицер, командир звена. Война уже стоит у порога: побывавшие в Испании опытные пилоты эскадрильи охотно делятся с молодым командиром боевым опытом, утверждают: каждый вылет на бомбёжку должен проходить при истребительном сопровождении. «Мессершмитт» быстрее и манёвреннее наших «Ишаков», но умеючи - бить можно! В том, что вскоре их придется бить, лётный народ как-то и не сомневается, несмотря на то, что с немцами, вроде бы, мир, и даже готовится дипломатический пакт о дружбе и границах…

Самолет Р-6

Однако, первое боевое задание свело лётчика Пушкина не с немецкими, а с японскими авиаторами. В 1938 году бомбардировщиков Отдельной эскадрильи под командованием Тимофея Тимофеевича Хрюкина направляют в Китай – для участия в боевых операциях против японских войск, вторгшихся на его территорию.

Пушкин с товарищами летает бомбить японские автоколонны, уничтожает неприятельский склад с боеприпасами при полевом аэродроме. Но в одном из вылетов молодого аса сбивают японские перехватчики…

Самолёт Пушкина упал в горах, это видели уцелевшие летчики эскадрильи, и в штабе для семьи Анатолия уже успели выписать «похоронку»: «Ваш сын Анатолий Иванович геройски погиб, выполняя важное боевое задание командования»… К счастью – отослать не успели: на аэродром приехал верхом на низкорослой горной лошадке пастух-китаец и сообщил, что его односельчане спасли летчика, вытащив из горящей кабины. Летчик ранен, но в сознании, за ним ухаживает мать пастуха, искусная знахарка…

- Этим простым честным людям, китайским крестьянам, я обязан своим вторым рождением, - говорил потом Анатолий Иванович. - Они оказали мне, насколько смогли, медицинскую помощь, накормили, отогрели, напоили какими-то своими народными средствами для поддержания сил, сообщили обо мне нашим, и как только я смог подняться, помогли мне в течение нескольких дней добраться до базы нашей эскадрильи в районе города Хами.

Летчик Пушкин в кабине своего самолета

В Китае Пушкин на самолете СБ сделал более 20 боевых вылетов. Командование высоко оценило мастерство и мужество молодого лётчика, он был награждён орденом Красного Знамени.

В сороковом году Анатолий сражался на фронте войны с Финляндией – в качестве ведомого у командира бомбардировочного авиаполка. Участвовал в 18 боевых вылетах, в основном – бомбил финские укрепрайоны. За уничтожение вражеского укреплённого пункта лётчик получил второй орден Красного Знамени.

После Финской войны 25-летний пилот служит заместителем командира 135-го лёгкобомбардировочного полка и по совместительству - лётчиком-инструктором. В его обязанности входит экзаменовка пополнений, обучение ведомых. Причем, обучая других, Анатолий учится и сам. К этому времени на вооружение Красной армии начал поступать новейший бомбардировщик Су-2, и Пушкин одним из первых его освоил.

Пушкин у своего самолета Су-2

В декабре 1940 года Пушкин вместе с другими летчиками – участниками боёв в Испании, на Халхин-Голе и в Финляндии – направлен в Монинское отделение усовершенствования командиров авиаполков при академии Военно - Воздушных Сил. Обучение было поставлено на научно-практическую основу: с вечера летчики слушают лекционный курс, утром отрабатывают новые навыки на учебном аэродроме. Анатолий Пушкин закончил курс на отлично и вернулся в полк – как раз к июню 1941-го…

На втором месяце войны Пушкин сбил свой первый «Мессер»... Не удивляйтесь, читатель: пусть в боевые задачи летчика-бомбардировщика и не входит целевой отстрел перехватчиков неприятеля – это дело истребителей прикрытия – но если немец сам нарвался, грех его не завалить! Четыре «мессершмитта» атаковали звено «Су-вторых» над целью, стараясь не допустить бомбёжки, завязался воздушный бой, и в процессе его один из немцев проскочил под «брюхом» бомбера Пушкина вперед, оказавшись точно в секторе обстрела носового стрелкового вооружения самолета. Четыре "ШКАСа" – мало врагу не покажется! Пушкин не растерялся – все четыре установки ударили разом, и дымящийся «мессер» с душераздирающим воем спел свою последнюю песню по пути к земле. Самое удивительное, что три уцелевших немецких истребителя после этого почти мгновенно бросили преследование бомбардировщиков и растворились в дымном небе.

- Потом мы поняли, что они так часто себя ведут, - рассказывал ветеран, - если сбить командира группы, остальные улепётывают.

Су-2 на аэродроме

В сентябре 1941 года командованию стало известно, что в город Ромны выброшен десант немецких войск. Приказ краток: разведать и уничтожить группировку врага. 

Погода стояла нелётная, дожди, свинцово-серая обложная облачность… Но лететь надо! Вызвался Пушкин.
Су-2 буквально пополз над землей – «на бреющем». Нашёл немцев… Несметное полчище фашистской техники запрудило крупное шоссе на окраине города Ромны. Танки, крытые грузовики, конная артиллерия…

Пушкин отбомбился сам и вызвал по радию других летчиков своего полка. И полк рискнул взлететь!
Немцы, на сто процентов уверенные, что под дождем в нелётную погоду им ничего не грозит, даже не успели открыть ответный огонь и понесли огромные потери. Только когда видимость в небе стала улучшаться, один наш самолет был сбит подоспевшим немецким авиаприкрытием – погиб экипаж единственной женщины-летчицы в полку, Кати Зеленко. 

А в полку с тех пор «отменили понятие нелетная погода» - стали практиковать вылеты в ненастье и даже специально обучали пилотов работе на небольших высотах. 

В конце октября 1941 года Анатолий Пушкин принял командование 52-м ближнебомбардировочным полком. Полк практически не выходил из боя, прикрывая отход наших войск на Сталинградском и Юго - Западном фронтах. И во главе армады бомбардировщиков неизменно шла «Сотка» Анатолия Ивановича.

Дарственная надпись на борту "сотки" Пушкина

Командир 52-го бомбардировочного авиационного полка майор Анатолий Пушкин в ходе Сталинградского сражения ( 1942 - 1943 гг. ) летал на самолёте Су-2 с дарственной надписью на борту: «Подарок фронту от трудящихся Сталинградского р-на г. Молотова».

«Образцом мужества и отваги был для подчинённых командир 52-го ближнебомбардировочного авиационного полка майор А. И. Пушкин, выпускник Луганской школы военных пилотов. В самые напряжённые дни боёв он со штурманом полка капитаном Н. Н. Егоровым не раз вылетал без истребительного прикрытия на так называемую командирскую разведку, успешно выполняя боевые задания командования».

Б. А. Губин и В. Д. Киселёв «8-я Воздушная...»

Но имя майора Пушкина стало известно на фронте и в тылу значительно раньше. Мартовский номер журнала «Крокодил» за 1942 года вышел с символическим рисунком. Великий поэт, глядя на разгромленную немецкую войсковую колонну, вопрошает: «О, поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями?». И советский летчик отвечает поэту: «Мы!»...

Страница из журнала "Крокодил"

В августе 1942 года за эффективные результаты боевых действий и умелое руководство полком майору Анатолию Пушкину было присвоено звание Героя Советского Союза. Орден Ленина и медаль "Золотая Звезда" были вручены во фронтовой обстановке. На обороте медали был выбит номер "698". Незадолго до этого его назначили заместителем командира 270-й бомбардировочной авиадивизии. Позднее она стала 6-й Гвардейской Таганрогской дивизией.

С февраля 1944 года по январь 1950 года полковник Пушкин - бессменный командир 188-й бомбардировочной авиадивизии. С тех пор его боевая машина с номером "100" водила в бой уже все полки дивизии. Трижды название этой дивизии и имя командира отмечается в приказах Верховного Главнокомандующего: 13 октября 1944 года за участие в освобождении Риги; 23 апреля 1945 года за участие во взятии Франкфурта-на-Одере и 2 мая 1945 года за участие в битве за Берлин.

Комдив Анатолий Пушкин в послевоенные годы

Удивительно, но факт: за время командования Пушкина дивизия не понесла потерь от зенитного огня противника. То есть, с земли не был сбит ни один наш самолет! Есть ли нагляднее свидетельство того, что командир дивизии – главный разработчик ее тактических приёмов – в чём-то был настоящим гением.

После Великой Победы 188-я дивизия перебазировалась в Тбилиси. С поколением поршневых самолётов Анатолий Пушкин расстался в 1954 году, когда освоил новый реактивный бомбардировщик Ил-28. Ещё долго летал он, проходя службу на высоких командных должностях в ВВС. Освоил МиГ-21 и Су-7, потом – Ту-2. О последней своей машине, по традиции тоже получившей сотый бортовой номер, вспоминал:

«Это была машина, которой я безгранично доверял».

В конце 1954 года полковник Пушкин с золотой медалью завершает обучение в Военной академии Генерального штаба ВС СССР и назначается заместителем командира авиационного корпуса. В 1955 году ему присваивается звание генерал - майора авиации. Анатолию Ивановичу приказывают принять знакомую ему 6-ю Гвардейскую бомбардировочную авиационную дивизию, в которой возникли проблемы, и ставят задачу вывести её на первое место. Со столь неожиданным приказом Генерал справился успешно и был назначен заместителем командующего 30-й Воздушной армией. А с июля 1959 до ноября 1967 года был командующим Военно - Воздушными Силами Южной группы советских войск.

Ту-2

В течение 2-х лет Анатолий Иванович занимал пост заместителя начальника Главного штаба Военно - Воздушных Сил. С 1971 по 1975 год он - заместитель начальника Военно - Воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского.
В декабре 1975 года Анатолий Иванович ушёл в отставку, чтобы ещё 14 лет прослужить в гражданской авиации. Не стало ветерана авиации, заслуженного «гения небес» в 2002 году.

Генерал Пушкин

Подвиг Георгия Хлебникова 21 января 1944 года Игорь Глазков. Будем жить!